Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями социальной среды города, показать ее зависимость от «профессии» города. Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми, вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность.
Изучаемые вопросы
Существующие типы городов и социальная среда.
Взаимоотношения с окружающими людьми в городе.
Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе.
Изложение учебного материала
1. Познакомить учащихся с основными типами городов и особенностями социальной среды в них.
Остановиться более подробно на характеристике нашего города, на особенностях его предназначения и социальной среды.
2. Обратить внимание учащихся на то, что взаимоотношения людей в городе имеют свою специфику. В городе большинство людей незнакомы друг с другом. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми. Отметить, что наиболее важными являются взаимоотношения с родителями и учителями. Искреннее и доверительное общение с ними способствует приобретению жизненного опыта.
Обратить внимание учащихся на значение общения со сверстниками, показать необходимость согласовывать свои желания и интересы с желаниями других, свои дела с общими целями. Учиться находить приемлемый компромисс.
3. Обратить внимание учащихся на то, что современный город многолюден и в повседневной жизни им постоянно приходится встречаться с незнакомыми людьми, общение с которыми требует продуманного отношения по обеспечению личной безопасности.
Конечно, среди незнакомых людей есть достойные, справедливые и добрые люди, которые всегда могут прийти на помощь в сложной ситуации. Но есть и злоумышленники, встреча с которыми опасна.
Обсудить с учащимися правила общения с незнакомыми людьми, чтобы избежать встречи со злоумышленниками.
Не вступать в разговор с незнакомыми людьми на улице.
При попытке чужого человека познакомиться никогда не следует называть свое имя, не давать свой адрес, не рассказывать про своих родителей.
Избегать общения с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Не садиться в машину к незнакомому человеку.
В заключение урока отметить то, что дети должны знать места, где в любое время им придут на помощь: отделение милиции, пожарная часть, любой магазин и другие места, где работают люди.
Контрольные вопросы
Где расположены в нашем городе (районе) отделение милиции, посты ГИБДД, пожарная часть, скорая помощь?
Какие места в нашем городе наиболее опасные в криминогенном отношении?
Какие пути в школу, в гости к другу (подруге), для прогулок являются наиболее безопасными?
Домашнее задание
Изучите § 1.4 учебника.
Запишите в дневник безопасности меры безопасного поведения в нашем городе.