Эпиграф к уроку:
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, какие вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Дени Дидро – французский философ
Тип урока: комбинированный.
Цель: показать, что способности человека позволяют ему самореализоваться.
Учащиеся должны знать, что:
способности – это индивидуальные особенности личности;
способности помогают человеку успешно заниматься определенной деятельностью;
человеку не всегда удается реализовать свое дарование;
для полноценной жизни необходимо стремление сформировать свой характер, развить свои способности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
способности человека;
талант;
гениальность;
характер;
воля;
сила воли.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл основных понятий;
характеризовать факторы, влияющие на формирование характера человека;
обобщать, делать выводы по теме.
Ход урока
Опрос.
Ответьте «да» или «нет»:
Потребности человека остаются неизменными во все времена. (Нет.)
Потребности зависят от условий, в которых живут люди. (Да.)
Человеком движет в достижении цели только материальная потребность. (Нет.)
Разумные потребности связаны с пониманием того, что возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены. (Да.)
Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. (Да.)
Изучение нового материала.
ПЛАН
Ординарные и неординарные способности.
Способность, талант, гениальность.
Характер и сила воли.
Изучение нового материала уместно начать с тренинга «Что я умею и чему хочу научиться».
Слово учителя.
Подумайте и назовите: что вы умеете делать достаточно хорошо, лучше всего, а чему вы хотите научиться в ближайшем будущем?
Я умею |
Мне хочется научиться |
Подвести учащихся к пониманию способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой- либо деятельности.
Способности человека проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых.
я точка зрения — способности биологически обусловлены.
я точка зрения – особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения, т. е. у каждого человека можно сформировать любые способности.
Задание 1 . Объясните, как вы понимаете выражения: «Всякий человек есть творец своей судьбы», «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
Общие способности нередко называют одаренностью.
Как вы думаете, что отличает одаренных людей? (Внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; настойчивость в достижении целей, неуемная потребность трудиться, интеллект, превышающей средний уровень.)
Способности могут иметь особо высокий уровень проявления – это «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Задание 2. Запишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности.
Задание 3. Приведите примеры данных уровней способностей – мастерства, таланта, гениальности.
Как связаны между собой понятия «способности», «характер», «воля»?
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.
Задание 4. Приведите примеры волевого поведения.
Вывод. Чем более значима цель для человека, тем большее количество препятствий и лишений он готов преодолеть.
Задание 5. Рассмотрите и объясните схему «Феноменология воли». Докажите, что человек всегда делает над собой усилие воли для преодоления препятствий.
Схема 1
Вывод. Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.
Задание 6. Приведите примеры для доказательства влияния мотивационной сферы на волевые качества личности.
Задание 7. Психологический тест.
Оцените, насколько вы волевой человек.
Ответьте самому себе на следующие вопросы:
Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
Каждое ли утро ты делаешь зарядку?
Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?
Всегда ли ты выполняешь домашнее задания, пусть даже не самостоятельно?
Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?
Выполняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?
Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?
Способен ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?
Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это не интересно, доведешь ли начатое до конца?
Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
Всегда ли выполняешь свои обещания?
Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки и делаешь из этого для себя определенные выводы?
А теперь подсчитайте свои очки. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 очка, если затрудняетесь ответить или считаете – «не знаю» – 1 очко, если «нет» – 0.
Их сумма и будет свидетельствовать о том, насколько вы – волевой человек.
Если набралось от 22 до 33 очков, вас можно поздравить – с силой воли все в порядке. Человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведете. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Так что есть над чем поработать.
Если набралось от 13 до 21 очков, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то и не станете за это браться. Вы не берете многое на себя, но свои обещания выполняете. Если вам поручают что-то, вы выполняете, по своей инициативе лишние обязанности на себе не берете. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Да и четких-то целей пока не имеете.
Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка немало неприятностей и дома, и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить самого себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.
Задание 8. Проанализируйте высказывания. Объясните их смысл. Согласны ли вы с автором? Докажите.
я группа – «Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум – только вечное правило для руководства волей». (Фридрих Шиллер.)
я группа – «Сознательная воля – это иллюзия, обманывающая только невежд. Настоящая воля – та, которую создают тайные силы, действующие внутри нас». (Анатоль Франс.)
я группа – «Воля определяется страстью или размышлением». (Фридрих Энгельс.)
я группа – «Слабовольные люди – это легкая кавалерия армии дурных людей». (Николай Шамфор.)
Слово учителя. К индивидуальным особенностям человека, отличающим его от других, относят черты, которые характеризуют его волю, т. е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, самому себе. Все эти особенности обозначаются понятием «характер».
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Характер человека проявляется в системе отношений:
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость, доброта – злобность, скромность – наглость, простодушие – хитрость, великодушие – мелочность, справедливость – несправедливость и т. д.).
В отношении к делу (деловитость – легкомыслие, ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность, корысть – бескорыстие, упорство – вялость, одаренность – бездарность, талантливость – бесталанность, принципиальность – беспринципность и т. д.).
В отношении к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность, самоуверенность, гордость – приниженность, совестливость – бессовестность, скромность – хвастовство, себялюбие – самоотверженность и т. д.).
В отношении к вещам (щедрость – жадность, экономность – нерасчетливость, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость, хозяйственность — бесхозяйственность и т. д.).
В отношении к долгу (сознательность – фанатичность, убежденность – формальность, исполнительность – небрежность, верность – неверность, надежность – ненадежность, преданность – вероломство и т. д.).
В отношении к природе (турист – домосед, натуралист – на- турофоб, зоофил – зоофоб, гелиофил – гелиофоб, аквафил – аквафоб и т. д.).
В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, танцор, поэт, философ, охотник, и проч.).
В отношении к излишествам (чревоугодник – воздержанный, курящий – некурящий, кокетливый – некокетливый, моральный – аморальный, многословный – молчаливый, азартный – неазартный и т. д.).
Как вы думаете, что влияет на формирование характера человека?
Задание 9. Напишите свою программу самовоспитания.
Обратите внимание на программу самовоспитания, которую рекомендует Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.
Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.
Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.
Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.
Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю, по крайней мере, два дела, которые мне не хочется делать, – просто для упражнения.
Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.
Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.
Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол – спешки и нерешительности.
Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.
Закрепление.
Вопросы:
Что такое способности?
Что влияет на развитие способностей человека?
Что такое «мастерство», «талант», «гениальность»?
От чего зависит характер человека?
Зачем человеку необходима сила воли?
Какие факторы влияют на формирование характера?
Домашнее задание: § 3.