Цель: углубление представлений учащихся о понятии «красота человека». Задачи:
– раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека;
– развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
– воспитывать чувство прекрасного. Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает им назвать качество или состояние человека, которое делает его красивым. Например: радость, вдохновение, доброта, задумчивость, восхищение.
Проверка домашнего задания
Учитель предлагает выступить всем, сформулировав¬шим свой Закон красоты. Подводя итоги, следует отметить, что кратко Закон красоты можно представить как гармон¬ию духовного мира, физического здоровья и культуры человека.
Чтение
В отрывке из статьи К.Канаевой речь идет о культуре человека, отражающейся во внешнем облике, о прочной связи внутреннего состояния с внешним видом. Нами выделены наиболее важные фрагменты статьи, на которых учителю следует заострить внимание.
* * *
Кира Канаева
Все мы живем, трудимся, отдыхаем не изолированно от окружающей среды, а в постоянном общении с ней. Общение это активное. Люди воздействуют друг на друга не только делами, мыслями, но и своим внешним обликом. Спор о вкусах идет не только на диспутах, но и на улице, в служебном помещении, в театрах и концертных залах -везде, где встречаются люди, по-разному одетые и по-разному ведущие себя. Бессловесный спор вкусов идет и в квартирах, обстановка и атмосфера которых могут располагать и не располагать к простоте, искренности и естественности поведения. Уже внешним своим обликом человек может проявлять уважение или неуважение к окружающим, доставлять им радость, удовольствие или, напротив, портить настроение, раздражать неряшливостью, вызывающим поведением. В жизни нет мелочей, поскольку эти мелочи касаются самочувствия и настроения других людей. Заботясь о своей внешности, вольно или невольно ты думаешь не только о себе, но и о других. Трудно пред¬ставить, чтобы сам Микеланджело, тонко чувствующий прекрасное и умевший в складках платья передать красоту человеческого тела, стал бы всерьез доказывать обязатель¬ность равнодушного отношения к внешнему облику, оправдывать некрасивое.
Эстетически прекрасная, выразительная форма есть мощное средство нравственного и эмоционального воздействия как в искусстве, так и в повседневной жизни. Но форма прекрасного явления не имеет ничего общего с красивой оболочкой. О чем говорят поэтические призна¬ния-определения «очей очарованье», «гений чистой красо¬ты»? Красота самоценна, но вглядитесь в любой «образ» прекрасного, и вы увидите, что форма и содержание здесь всегда взаимно проникают друг в друга, гармонируют, составляют некое нерасторжимое единство. Оттого, что порок нередко рядится в «красивую упаковку», эффектно себя подает, на что-то чисто внешне претендует, назвать его красивым вряд ли кто решится. Безнравственное, античеловеческое, антиобщественное содержание может использовать как бы «напрокат» чужую форму, чтобы скрыть собственную сущность, но рано или поздно это обязательно вскроется, будет разоблачено. В то же время забота о внешнем виде – облике городов, наших квартир, самого человека – не есть занятие сугубо эстетское, «от нечего делать», пустое и зряшное. Это всегда потребность «содержания» выразить себя с наибольшей полнотой.
Отражаются ли внутренний мир, духовное богатство, внутренняя культура человека на его внешнем облике и поведении? Изменяется ли внутренний мир человека от сознания, что он властен над своей внешностью?
Внешняя культура и красота есть конкретное, видимое проявление внутренней, «спрятанной» культуры, духовной красоты личности. Как говорят, сущность «светится» через явление. Не случайно авторы романов, повестей, прежде чем описывать поступки, жизненную судьбу своих героев, подробно знакомят читателей с их внешностью, походкой, манерой говорить, слушать, жестикулировать, сидеть и т.д.
В этих описаниях содержится отчетливый намек на внутренний мир, характер героев.
Отсюда вовсе не следует, что достаточно одной лишь заботы о внешней культуре, чтобы она механически переросла во внутреннюю. Развитой человек привлекает к себе внимание, и, естественно, кто-то перенимает внешнюю сторону его поведения. Одно несомненно: человек прежде всего должен думать о том, что он может предложить
помимо своей внешности, дабы наружная «выправка» не оказалась выше нравственной.
Анализ проводится по вопросам
1. Как внутренний мир человека отражается на его внешности?
2. Возможно ли составить представление о незна¬комом человеке по его внешности? Почему?
Комментируя ответы учащихся на вопрос, учителю следует подчеркнуть, что составить представление о человеке только по его внешности трудно, но манера одеваться, двигаться создает первое впечатление, которое бывает потом трудно изменить.
Задание
В данном задании предполагается возможность пристальнее вглядеться в знакомые лица, увидеть, как во внешних проявлениях читается характер человека.
Опишите внешность известного вам человека или литературного героя. Проанализируйте, как во внешних признаках проявляется истинная внутренняя сущность человека.
Узнаем новое
Информация в данной рубрике поможет учащимся систематизировать полученные в ходе урока знания.
В юности человек испытывает острое недовольство своей внешностью. Хотя юность сама по себе красива, именно в этом возрасте человек обнаруживает в себе острое желание нравиться окружающим, жажду внимания, признания сверстников.
Важно оценить себя объективно и разобраться, что мешает выглядеть наилучшим образом. Эталоны красоты меняются со временем, но всегда ценится индивидуальность. Людей ценят за ум, за неунывающий нрав, за умение слушать или интересно рассказывать. Человека замечают, выбирают по таким свойствам и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте.
Есть люди, обладающие особой притягательностью. Однако они не всегда наделены безупречной внешностью. Их секрет в том, что им присуща яркая индивидуаль¬ность, а достичь этого может каждый человек.
Задание
Задание выполняется в тетради. В письмах предс¬тавлена проблема, волнующая юношество. Анализируя их содержание, учащиеся смогут понять, что главным в чело¬веке является его внутренняя сущность, которая и при¬влекает к нему людей, вызывает симпатию.
Прочитайте два письма. Какой темой они объеди¬нены? Почему у девушек, одна из которых считает себя некрасивой, а другая красивой, так схожи волнующие их вопросы? Напишите письмо, в котором был бы дан ответ каждому из авторов.
Пишу впервые и не знаю, поймете ли вы меня. Скажите, почему так страдают некрасивые девушки, почему так не везет им в жизни? Смотришь, красивые в 18-19 лет уже выходят замуж, а некрасивые… Сидят и ждут, выберет ли их кто-нибудь или нет. А сколько ждать? Если идут по улице две подруги, то все обра¬щают внимание на красивую, и вряд ли кто догадается, что в этот момент больно стучит сердце у некрасивой, что у нее есть душа, но никто эту душу разглядеть не хочет. Бывает, парни бросают вслед обидные слова, насмешничают. Разве захочется после этого идти в кино, тем более на танцы? Вот и сижу в основном дома. Вы, наверное, уже поняли, что это ко мне относится. Просто не решалась сказать сразу: «Здравствуйте, я некраси¬вая». Если прихожу в гости, стараюсь выбрать место не на виду. Все разговаривают, обсуждают что-нибудь, мне тоже есть, что сказать, а я молчу в своем уголке, чтобы лишний раз внимания на себя не обратить. Жить так тяж:ело.
Маръяна С.
Про меня, наверное, многие думают: у нее все хорошо, ей не на что жаловаться. Девчонка я видная. Это все мне
говорят, а многие считают меня самой красивой в школе. И одета я лучше всех. Не хвастаюсь, просто я единствен¬ная у родителей, и они мне ни в чем не отказывают. А вот на душе у меня… Скоро исполнится семнадцать, а постоянного друга пока нет. И я завидую одной своей однокласснице, у которой есть верный парень. Он живет за 60 километров от нашего города, но не бывает недели, чтобы к ней не приехал А в девчонке этой, честно говоря, ничего особенного. А так повезло! Я многим нравилась. Но походит со мной парень три дня и, смотришь, уже с другой. Отчего они такие легкомысленные, непостоянные и как найти верного друга?
Татьяна К.
Резюме
Обобщением по теме может служить информация, представленная в рубрике N013 Ьепе. Учителю следует подчеркнуть, что каждый человек может стать красивым, если будет стремиться к самосовершенствованию.
Красота каждого человека неповторима, глубоко индивидуальна. Однако есть бесспорные спутники красоты. Это доброе расположение духа, приветли¬вость, искренность, умение держаться с достоинством, красиво говорить и внимательно слушать.
Творческая деятельность
Для выполнения этого задания учитель может разделить учащихся на группы и предоставить время для презентации на уроке. В случае недостатка времени задание может быть дано в качестве домашнего.
Что, по вашему мнению, определяет индивидуаль¬ность человека? Сформулируйте свое представление о красоте человека в виде рассуждения на тему «Яркая индивидуальность».
От сердца к сердцу
Учитель приглашает всех в круг, читает отрывок из стихотворения казахстанской поэтессы Р. Тамариной и желает каждому успехов в создании своего неповторимого образа.
{Отрывок)
… А очи – зеркала души. И если впрямь они красивы Добром ума
и неспесивы, и эта красота не лжива, тогда вы вправду хороши!
Руфь Тамарина