Цели: уточнить представление учащихся о слове, его роли в нашей речи; развивать умение распознавать слова по вопросам и значению, правильно употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите подлежащее и сказуемое в первом и третьем предложениях.
III. Закрепление изученного.
На доске написаны слова: весельчак, весёлый, веселье, радостный.
– Чем похожи все эти слова? (Они близки по смыслу.)
– Можем ли мы все слова назвать однокоренными? Обоснуйте свой ответ. (Все слова нельзя назвать однокоренными. Слова весельчак, весёлый, веселье – однокоренные, они имеют корень а в слове радостный корень
IV. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания будем составлять и писать разные цепочки из букв, которые являются орфограммами прилагательных.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Что они обозначают?
– Найдите прилагательные среди данных слов, назовите орфограммы и подчеркните их.
Дети называют и подчеркивают орфограммы, обосновывая свой ответ. (Весёлый, радостный.)
еот тео оте …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
V. Наблюдение над словом как единицей речи.
– Сегодня на уроке мы с вами уточним для себя, что такое слово, чем одно слово отличается от другого.
Учитель показывает предметы и предлагает назвать их. (Карандаш, картина, сорока, берёза.)
– Что вы употребили, чтобы назвать предмет? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название предмета.)
– Назовите признаки этих предметов. (Простой карандаш, красивая картина, болтливая сорока, кудрявая береза.)
– Что вы употребили, чтобы назвать признаки предметов? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название признаков предметов.)
Учитель вызывает ученика, который по просьбе учителя выполняет разные действия.
– Понаблюдайте за Колей. Что он делает? (Сидит, стучит, пишет, рисует…)
– Что вы использовали, чтобы назвать эти действия? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название действий предмета.)
– Теперь давайте все обобщим (вывод):
Слова – это названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово обозначает предмет, вы хлопните в ладоши, если признак предмета – поднимите руки вверх, если действие предмета – сделайте приседание. Постарайтесь посчитать, сколько вы сделаете приседаний.
Учитель называет слова: белка, ворона, белый, бежит, стоит, глядит, весёлый, грустный, тетрадь, пенал, ученик, плачет, сильный, книга, друг.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Распознавание слов по вопросам.
Работа над упражнением 15.
2. Однокоренные слова и слова-синонимы.
Работа над упражнением 13.
3. Письмо по памяти.
Упражнение 14.
VII. Итог урока.
– Что такое слово?
Домашнее задание. Упражнение 16.