Урок 4 Пословицы и поговорки
Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Запись в тетрадях учащихся.
2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.
Общее в пословицах и поговорках:
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
3. Беседа по прочитанной статье учебника.
– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?
– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)
4. Чтение пословиц, их комментирование.
Задание: озаглавить каждую группу пословиц.
Слова для справок: с. 16, вопрос 2.
Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:
џ Лес рубят – щепки летят.
џ Не зная броду, не суйся в воду.
џ Цыплят по осени считают.
џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.
В чем смысл следующих поговорок:
џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).
џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).
џ «рвет и мечет» (злится, бесится).
џ «при царе Горохе» (очень давно).
џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).
5. Объяснение учителя с элементами беседы.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы?
На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».
– Как вы думаете, в чем его смысл?
– Почему именно это изречение выбрал Даль?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.