Цели:
– тренировать в умении вести диалог «Знакомство»;
– познакомить с правилами чтения удвоенных согласных, а также с новыми буквами Ss, Hh, Dd, Cc, ß и буквосочетаниями -ei- и -ch-;
– учить читать диалоги по ролям.
Оборудование: клоун-игрушка, карточки с изображением букв и буквосочетаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Steht auf! Guten Tag!
II. Фонетическая зарядка.
ti-ta-to
di-da-do
ti-ta-tu
di-da-du
Разучивание считалки:
A, e, i, o, u – aus bist du.
Учитель рассказывает считалку и дает ее перевод. Учащиеся повторяют за учителем, следя за артикуляцией и жестами учителя.
Особое внимание следует уделить четкости артикуляции, качеству долгих гласных, отсутствию ассимиляции по звонкости (aus bist …), отсутствию двойной артикуляции при произнесении глухого [t] и следующего за ним звонкого [d] (bist du).
Учащиеся многократно вслед за учителем воспроизводят считалку: все вместе, по рядам (с элементами соревнования), индивидуально.
Движением руки учитель показывает при этом положение губ при артикуляции гласных звуков:
[a:] – ладонь широко раскрыта, пальцы округлены;
[e:] – ладонь плоская, проводится горизонтальная линия;
[o:] – пальцы сильно округлены и выдвинуты вперед;
[s] – произносим в слове aus очень интенсивно;
[d] – произносим в слове du приглушенно.
Учитель. Давайте вспомним песенку «Du-du-du» (см. урок 1).
III. Основная часть урока.
1. Повторение.
Учитель. Ребята, а у нас опять гость (учитель достает клоуна-игрушку). Давайте с ним поздороваемся.
Клоун «проходит», «здоровается» с детьми.
Учитель. А теперь спросим, как его зовут.
Клоун («отвечает»). Ich heiße Kasperle.
Учащиеся. Wie heißt du?
Учитель. Мы с вами очень вежливые. Давайте скажем клоуну, что нам приятно узнать его имя.
Учащиеся. Freut mich! Sehr angenehm!
Учитель. А теперь клоун хочет узнать, как вас зовут.
Клоун проходит по рядам, знакомится с детьми и каждому говорит: «Freut mich!» или «Sehr angenehm!».
Учитель. Как вы думаете, а Касперле воспитанный? Почему? Наш гость хочет побыть у нас на уроке и послушать, как мы говорим по-немецки. Согласны? А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Живые картинки», а клоун послушает.
Учащиеся открывают учебники № 1 на с. 11, выбирают любую картинку и инсценируют ее, воспроизводя диалог «Знакомство».
1. Обучение чтению.
1) Чтение имен учителем (упр. 4 (а), с. 16 учебника № 1), повторение хором за учителем, чтение по цепочке.
2) Выполнение упр. 5, с. 16 (фронтально).
3) Знакомство с памяткой (упр. 4 (б), с. 16).
Учитель. Посмотрите на памятку, скажите, какое правило спрятала здесь Мудрая Сова?
2. Введение новых букв и буквосочетаний.
Hh – красавицы-тихони «H» постоянно любуются собой, глядя в зеркало, постоянно дышат на него, чтобы лучше было видно; если становятся после гласных, то сами умолкают.
Dd – добрый дракон, живущий в лесу; если «дракон» стоит в конце слова, то произносится глухо.
Ss – змейка «S», которая всех пугает: «S-s-s»; а если «S» очень злится, то превращается в [z].
Сс – хамелеон-зверушка меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Буква-хамелеон меняет свое звучание в зависимости от того, кто стоит рядом. Хамелеон очень успокаивающе действует на змейку «S», она начинает безмолвно шипеть.
Буква ß (эсцет) встречается только в середине и в конце слова. Она передает уже известный нам звук [s]. Вам уже известно слово c данной буквой heißen.
Учитель демонстрирует учащимся письменный и печатный варианты букв (на карточках), технику их написания, после чего они выполняют упр. 2 на с. 8–9 рабочей тетради А.
Учитель. Некоторые буквы очень любят дружить друг с другом и даже в парах начинают читаться по-другому.
ch |
[h] [ς] |
|
ei |
[æ] |
Выполнение упр. 6 (б, в) на с. 17 учебника № 1.
Учитель объясняет правила чтения буквы s в начале слова и буквы ß. Учащиеся тренируются в чтении буквосочетаний.
IV. Заключительный этап урока.
– С какими буквами мы сегодня познакомились?
– С какими буквосочетаниями?
Домашнее задание: выполнить упр. 3 на с. 9–10 рабочей тетради А, упр. 6 на с. 16–17 учебника № 1 (читать), разрезать буквы из разрезной азбуки.