Цели урока: подвести учащихся к пониманию основных Управлений политики Карла Великого; показать значение его деятельности 4 1 я государства франков; раскрыть причины раздела Франкской империи; формировать умения учащихся давать оценку историческим деятелям, а также сравнивать свидетельства разных исторических источников о событиях и извлекать из них новые знания; продолжить формирование картографических и хронологических умений и навыков; развивать историческую речь учащихся.
Основные термины и понятия: империя, граф, династия,
Основные даты. 800 г., 843 г.
Персоналии: Карл Великий.
Оборудование и раздаточный материал, карточки-задания «История средних веков. 6 класс» (К. И. Секацкая. — Мн.: «Аверсэв», 2006), алгоритм ПОПС-формулы, учебник 2002 г., схема «Раздел империи Карла Великого» (для учащихся II уровня).
План урока
1. Характеристика Карла Великого.
2. Образование Франкской империи.
3. Раздел Франкской империи.
Ход урока
1 Контроль знаний изученного материала1.
1. Устные ответы:
II уровень — комментарий схемы (№ 1 (3—4 б.) — рабочая тетрадь, с. 11;
III уровень — № 1 на с. 16 учебника;
IV уровень — № 2 на с. 16 учебника;
V уровень — комментарий выполненного задания № 1 (9—10 б.) — рабочая тетрадь, с. 13;
2. Письменные ответы:
I уровень — тест 1, 4 (рабочая тетрадь, с. 10—11; карточки- задания, с. 8);
II уровень — карточки-задания, с. 9—10, с. 13;
III уровень — карточки-задания, с. 27.
2 Вводное слово по новой теме. Заслушивается сообщение учащегося об императоре Карле Великом, после чего учащиеся отвечают на вопрос:
— Почему Карл получил почетное прозвище «Великий»?
Учитель подводит итоги ответов учащихся и обращает их внимание на то, что не все современные ученые-историки так оценивают франкского императора: «Карл Великий не был ни столь крупным военачальником,… ни оригинальным законодателем. За свою жизнь он не выиграл ни одного крупного сражения. Серьезные поражения его войскам наносили н саксы, и испанцы, и итальянцы. Неизвестно ни одно тактическое или страте- I ичгское новшество, которое бы он предложил. Проведенные им реформы также содержат мало новою, ограничиваясь осуществлением мероприятий, намеченных еще его предшественниками… Его роль не шла дальше завершения дел, начатых еще до него».
Определите свою позицию о Карле Великом, изложив се по ПОПС- формуле1:
«Я считаю, что Карл Великий получил свое прозвище .
11отому что____________________________________
Я мог у доказать это на примере того, что_________
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что
Подведение итогов и выставление отметок.
2 Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 3, п. 2, с. 19,20). Исполь- |уется карта «Завоевания Карла Великого» в учебнике 2002 г. (с. 22).
3 Учащиеся самостоятельно работают над текстом § 3, чтобы выполни Iь задания:
1) тест 2, 3,5 (1—2 б.) (рабочая тетрадь, с. 10—11);
2) впишите в схему названия государств, на которые разделилась империя Карла Великого по Верденскому договору 843 г. Над стрелками укажите государства, впоследствии образовавшиеся на их основе (3 4 б.):
3) № 2 (5-6 б.) на с. 12, № 1 (7-8 б.) на с. 12, № 2 (9-10 б.) на с. 14 (рабочая тетрадь).
Домашнее задание: § 3, вопросы 1, 3, 4 на с. 21.