Урок 4.
Части речи
1. Работа с предложением.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
– Сделайте разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?
– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?
– Для чего нужно изучать морфемы?
2. О частях речи.
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи. Для этого к нам пришел гость Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, да забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места.
Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.
Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает … (подлежащим).
Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные). Например … Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают … (глаголы). Например …
Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу две части речи: … и … А вот спряжение, вид и время можно определить только у …
Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль.
3. Упражнение 18 (комментированное письмо).
4. Упражнение 19.
1 вариант – выписывает существительные.
2 вариант – выписывает прилагательные и глаголы.
5. Итог урока.
1. Работа с сигнальными карточками.
У каждого учащегося две карточки: одна – красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.
Тезисы:
1. Прилагательное обозначает предмет.
2. Глагол обозначает действие.
3. Существительные служат для связи слов в предложении.
4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.
5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.
6. Глагол изменяется по падежам.
Домашнее задание: упражнение 20.