Урок 39.
ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ Пре- и при-
1. Работа с предложением.
– Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте.
Массандровская улица какой была в то время, такой ..сталась и сейчас – не..жиданно ж..вописна и т..пично пр..морской.
– Как образовано слово сейчас?
– Найдите и исправьте синтаксическую ошибку. Запишите верный вариант.
2. Упражнение 159 (устно).
3. Самостоятельная работа.
– Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из известных сказок.
Пушки с … палят,
Кораблю … велят.
Здравствуй, князь ты мой …!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Только поп Балду не любит,
Никогда его не … .
… к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
4. Игра на внимательность.
Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.
Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.
5. Упражнения 160, 161.
6. Работа с карточками.
Задание для всех карточек: с данными словами и словосочетаниями составить предложения.
Карточка 1: приклонить голову – преклонить колени.
Карточка 2: придавать значение – предавать (совершать предательство).
Карточка 3 : призреть (позаботиться о ком-нибудь) – презреть (выразить презрение).
Карточка 4: прибывать (куда-нибудь приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь).
Карточка 5: притерпеться (свыкнуться) – претерпеть гонения (перенести гонения).
7. Итог урока.
– Всегда ли можно проверить правописание приставок пре- и при-, опираясь на ее значение?
Домашнее задание: упражнение 162.