Урок 39 А. К. Толстой. исторические баллады «василий шибанов» и «михайло репнин»
Цели: познакомить с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.
А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.
В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу.
В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.
Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.
2. Работа с учебником.
Чтение вступительной статьи учебника о биографии и творчестве А. К. Толстого (с. 251–253).
3. Слово учителя.
Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).
Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».
Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов».
4. Сообщение о времени Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.
В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».
Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.
5. Словарная работа.
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски на с. 253–258 учебника.
6. Чтение учителем баллады «Василий Шибанов».
Чтение произведения предваряет исторический комментарий.
В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.
7. Аналитическая беседа по вопросам.
– В чем сходство и в чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?
– Что называют балладой? (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)
– Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
– Какая история рассказана в балладе?
– Назовите героев произведения.
– Что мы узнаем о князе Курбском?
– Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?
– Как автор относится к Курбскому?
– Что задумал Курбский в Литве?
– Кто должен везти его послание Грозному в Москву?
– Что ждет этого человека? Почему вы так думаете?
– Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?
– Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся?
– Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.
– Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне про купца Калашникова…»?
– Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?
– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нем можно сказать?
– Как царь относится к Шибанову?
– Похож ли Шибанов на Калашникова?
– Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца?
– Еще один персонаж – рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
– А. К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
– Присутствует ли в нем вымысел?
8. Чтение учителем баллады «Князь Михайло Репнин».
9. Аналитическая беседа по вопросам.
– Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?
– О чем жалеет царь?
– В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но, тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыто заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.
V. Подведение итогов урока.
– А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.
В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллад; разобрать вопросы и задания 1–8 на с. 260 учебника.