Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении
темы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка задач (стр.104, задания 3, 5).
II. Зачет-конкурс.
Каждый ряд выбирает капитана, класс делится. таким образом, на 3 команды.
1. Физические и химические явления.
Каждый ряд получает листок бумаги, на котором поочередно пишут примеры химических явлений. Нельзя повторять примеры предшествующие. В итоге получается большой список химических явлений.
Дополнительный вопрос. Приведите признаки химических реакций.
2. Конкурс капитанов.
«Уравнять» уравнения реакций.
1) Н 2 + О 2 ® Н 2 О 1) Са + О 2 ® СаО
2) Al + HCl ® AlCl 3 + H 2 2) Na + Н 2 О ® NaОН + H 2
3) Мg(ОН) 2 + HC ® МgСl 2 + Н 2 О 3) Аl(ОН) 3 + H 2 SO 4 ® Al 2 (SO 4 ) 3 + Н 2 О
1) К + О 2 ® К 2 О
2) Са + Н 3 РО 4 ® Са 3 (РО 4 ) 2 + Н 2
3) Са + НСl ® СаСl 2 + Н 2
4) Р 2 О 5 + Н 2 О ® Н 3 РО 4
Капитаны начинают с «верхних этажей», то капитан, который заканчивает первым, расставляет коэффициенты в последнем уравнении.
3. «Аукцион знаний».
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, дополняют ответы:
Какие явления называются физическими?
Какие явления называются химическими?
Приведите примеры физических явлений.
Приведите примеры химических явлений.
Каковы признаки химических реакций?
Какие условия необходимы для проведения химической реакции?
Когда и кем был открыт закон сохранения массы веществ?
Приведите формулировку этого закона.
Какие типы химических реакций вы знаете?
Эта красавица всем вам знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи –
И разлагается она
На два каких-то вещества.
(Н 2 О, вода)
Запишите уравнение реакции разложения воды.
При каких условиях реакции обмена идут до конца?
Я известна с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор,
В медный купорос.
Изменить хочу я соль,
Ну-ка, выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор,
Вытесняю элемент, не вступая в спор,
На меня взгляни, ответь:
Начинаю я ржаветь?
О какой реакции идет речь? Запишите уравнение реакции.
4. Решение задачи «Кто быстрее?».
Найдите ошибку!
Ученик составил следующую задачу: «Железные опилки массой
Решение:
Составляем пропорцию: 28/1 = х/1 х =
Ответ:
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание:
1. Решите задачу:
Кислородная подушка вместимостью
2. Составьте задачу, обратную задаче 5, но со своими числами. Запишите ее текст, решите наиболее рациональным способом.