Цели: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; отрабатывать умение решать уравнения и задачи; формировать умение общаться, умение обсуждать возникшие разногласия; воспитывать умение оценивать объективно труд своих товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная контрольная работа
Вариант I |
Вариант II |
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим решать уравнения и задачи на сложение и вычитание смешанных чисел.
IV. Повторение изученного материала
1. № 377 (и—р) стр. 61 (у доски и в тетрадях).
(Ответы: )
2. № 380 (г, д) стр. 62 (самостоятельно).
— Что неизвестно? Что надо узнать?
— Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
Решение:
(Ответ: .)
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох).
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз).
VI. Работа над задачей
1. № 384 стр. 62 (самостоятельно, устная проверка).
(Ответ: ленты осталось.)
2. № 386 стр. 62.
– была бы оставшаяся часть, если бы отрезали на 2/5 м меньше.
– была бы оставшаяся часть, если бы отрезали на 3/4 м больше.
(Ответ: )
3. № 409 стр. 65-66 (с подробным комментированием на доске и в тетрадях).
— Что обозначает число 765? (На сколько средний брат получил больше овец, чем младший.)
— Зная, что средний брат получил 10 частей, а младший — 1 часть, что можно узнать? (На сколько частей средний брат получил больше.)
— Зная, на сколько средний брат получил больше овец, чем младший, и сколько это составляет частей, что можно узнать? (Сколько овец составляет одна часть.)
— Зная, сколько частей составляет одна часть и сколько частей получил каждый сын, что можно узнать? (Сколько овец у каждого сына.)
— Зная, сколько овец получил каждый сын, что можно узнать? (Сколько всего овец было в отаре.)
Решение:
10 – 1 = 9 (ч.) — на столько частей больше получил средний брат, чем младший.
765 : 9 = 85 (ов.) — получил младший сын.
85 · 10 = 850 (ов.) — получил средний сын.
85 · 25 = 85 · 100 : 4 = 2125 (ов.) — получил старший сын.
85 + 850 + 2125 = 3060 (ов.)
(Ответ: 3060 овец было в отаре.)
VII. Самостоятельная работа (взаимопроверка, оценивание работы)
Вариант I. № 390 стр. 63.
Вариант II. № 391 стр. 63.
Решение:
№ 390 стр. 63.
(Ответ: 8 т на двух машинах.)
№ 391 стр. 63.
(Ответ: 13,4 т винограда в двух ящиках.)
(Ребята, которые справятся с заданием раньше других, могут наряду с учителем выступать в роли консультантов (это в том случае, если не выставляется оценка).)
VIII. Закрепление изученного материала
IX. Подведение итогов урока
— Что делать, если дробная часть уменьшаемого при вычитании смешанных чисел окажется меньше дробной части вычитаемого?
Домашнее задание
№ 415 (а—д) стр. 66; № 426 (а), 420 стр. 67 № 413 (1), стр. 66.