Урок 38 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ТЕМА РОДИНЫ

0
506

Урок 38
Основные темы и мотивы в лирике
М. Ю. Лермонтова. Тема Родины

Цели: познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова; показать, в чем разница между темой и мотивом лирического произведения; проанализировать стихи поэта, главная тема которых – любовь к родине («Бородино», «Родина», «Два великана» и другие); помочь учащимся понять «странную» любовь Лермонтова к родине.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу». (Н. И. Громов).

Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова [8] выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Основные мотивы в лирике Лермонтова:

1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.

2. Борьба и протест. Символ борьбы – парус.

3. Неволя и узничество.

4. Бездействие «потерянного» поколения.

5. Одиночество, странничество, изгнанничество.

6. Земля и небо.

7. Скрытое лицо (маска).

Основные темы в лирике Лермонтова:

1. Тема Родины.

2. Тема поэта и поэзии.

3. Тема природы.

4. Тема любви.

5. Тема Наполеона.

Главная тема – человеческая личность в процессе ее развития.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

1. В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?

2. Какую роль в сознании русского общества и в жизни Лермонтова сыграло стихотворение «Смерть Поэта»?

3. Стихотворения «Смерть Поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…» Почему возможно их сопоставление? (Выразительное чтение.)

В чем различие образов высшего света в данных стихотворениях? (В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» светское общество осуждается прежде всего с нравственных и эстетических позиций. В стихотворении «Смерть Поэта» – с политических: придворное общество во главе с царем преступно, так как подвергает поэтов преследованиям, убивает тех, кто восстает «против мнений света».)

III. Тема Родины в лирике Лермонтова.

Поэт много размышлял о судьбе России, о ее истории и современности. В прошлом своей Родины Лермонтов находил ответы на многие вопросы современности. Он любил Родину высокой любовью, он хотел счастья своей стране и народу. Он ненавидел тех, кто держал родную страну в «цепях рабства». «Жалоба турка», «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» – блестящие стихи.

1. «Бородино» (чтение стихотворения). Назовите героев лермонтовского «Бородино». Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? (Причина героизма русских солдат в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость. Мы чувствуем восторг Лермонтова, его преклонение перед доблестью предков, совершивших невозможное. «Бородино» – могучая песня любви и преданности.)

2. «Родина» (чтение стихотворения).

Беседа по вопросам:

1) Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2) Какие картины русской природы возникают в стихотворении?

3) Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

4) Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?

5) Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)

3. «Прощай, немытая Россия» (чтение стихотворения).

Беседа по вопросам:

1) Чем это стихотворение отличается от предыдущего?

2) Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?

Домашнее задание.

1. Чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Тучи», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива».

2. Стихи Лермонтова о любви.

3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Анализ стихотворения, вопросы.

поурочный план, 10 класс, русская литература