Урок 38 ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА. ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ

0
686
window

Урок 38 лирический герой поэзии лермонтова. темы лермонтовской лирики

Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

– Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?

1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».

Тезис

Комментарии

Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью

Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)

Он одинок

От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу

Свобода для него – абсолютная ценность

Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)

Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе

«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.

В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.)

Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие

Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу

В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти

Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими

2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».

1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.

В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».

– Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?

Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».

– Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?

Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.

Это тема вечная – назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.

стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».

Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»

Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).

Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени – слово «Поэт», причем с прописной буквы!

Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?

Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?

Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и – элегию реквиема в его стихах.

Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил:

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! Я им не дорожил…

Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть – посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».

– Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!

Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)

Чтение стихотворения.

И вновь – Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» – «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

2) Тема природы.

6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».

Чтение стихотворений.

Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.

– Почему эти стихотворения так завораживают?

– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?

– Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным – трепетно лиричным, музыкальным?

3) Тема любви в поэзии Лермонтова.

Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.

Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).

Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал навеки так заснуть…

…

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

О любви мне сладкий голос пел…

Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др. по выбору учащихся.

II. Итог урока.

Домашнее задание: по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.

поурочные планы, 9 класс, литература