Урок 37. Тема: Образование деепричастий

0
546

Цели: 1. формировать у учащихся понятие о деепричастии как особой форме глагола;

2.развивать навыки определения деепричастий в тексте, определять вид, время;

3.воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания

Контрольные вопросы на стр. 104-105

3. Изучение нового материала

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное

действие

Например: Он бежал, подняв руки – деепричастие подняв поясняет глагол-сказуемое бежал и выражает добавочное действие.

Деепричастие имеет признаки:

1 вид

2 время

Молчать – молча, улыбается – улыбаясь. (несовершенный вид)

Написать – написав, написавши, сберечь – сберегши (совершенный вид)

Гимназия

В предложении деепричастие выполняет роль обстоятельства

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях):Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

– Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

– Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми – осыпались и ро­няли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным дейст­вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру­гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее,добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.(Осыпались что делая? -роняя – лепестки; роняя куда? – на землю).Рассмотрим другое предложение:Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под­прыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

– Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

– Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На­речие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на­речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об­стоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника

4.Закрепление изученного материала

1. чтение текста на стр. 105

-Найдите в тексте деепричастия, выделите суффиксы.

2. задания № 4 и 5, стр.107

Домашнее задание. № 8, стр. 108

Итог урока.