Урок № 37. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
500
преподавание

Урок № 37. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать учащимся представление о специфике назывных пред­ложений, об их роли в речи; развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений.

I . Наблюдение над материалом упр. 211.

Самостоятельный вывод и чтение § 24. Дополнительные сведения сообщает учитель.

Назывные предложения – экспрессивное средство языка. Они со­здают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происхо­ дят описываемые события, как бы вводят в нее. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста. Будучи выразительным средством языка, назыв­ные предложения чаще всего употребляются в художественном и публици­стическом стилях речи. Назывные предложения часто составляют цепочки; каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой составля­ется общая картина.

Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы (С. Есенин). Картина, созданная при помощи назывных предложений, статична, она не изменяется, не живет во времени. Почему?

Учащиеся должны и могут ответить на этот вопрос сами. При за­труднении напомним, что значение реальности- нереальности, времени связаны с использованием в них определенных форм глагола. Те предло­жения, в которых глагол отсутствует, всегда имеют значение реальности настоящего времени. (Составное именное предложение: Брат – студент.) Для того чтобы это значение изменить, необходимо вставить глагол {Брат был студентом). Однако для назывных предложений это невозможно.

Назывные предложения характеризуются специфической интонаци­ ей: они произносятся в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно. Поэтому при изуче­нии темы должны проводиться упражнения в выразительном чтении.

II . Дополнительные (кроме учебника) задания для закрепления изученного.

1. Прочитайте предложения о зиме. Объясните разницу в изображе­нии зимы с помощью назывного и двусоставного предложения.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшеб­ница зима. 2. Зима. Крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. С. Пушкин).

Переделать сложные предложения в простые, а простые – в слож­ные. Подчеркнуть основы.

Образец:

Первое препятствие -ион падает духом. – При первом препят­ствии он падает духом:

В жаркий день мы изнываем от зноя. Жаркий день, и мы изны­ваем от зноя.

1. Ещё несколько часов, и будет закончена моя работа. 2. На рас­свете по лесу пронёсся легкий ветерок. 3. Весна, и распускается душистая сирень. 4. Вслед за выстрелом птица падает замертво. 5. Последнее уси­лие, и он очутился на твердой земле. 6. Допишу строчку и закончу письмо.

3. Задание для сильных учащихся:

составьте сложные предложения по схемам: безличное + двусостав­ное; неопределенно-личное + двусоставное; назывное + безличное; назыв­ное + двусоставное.

4. Графический диктант.

Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают его при по­мощи схем, указывая вид каждого предложения.

Образец: Дверь отворилась, и из хаты повеяло сыростью.


1. Конец мая, и в поле прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака, идут тени и свет (И. А. Бунин). 2. Мне бы только суметь, мне бы только успеть о России моей полным голосом спеть (Л. Татьяничева). 3. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окра­ ску. 4. Солнце уже стояло низко над горизонтом, и надо было торопиться. 5. Один только шаг, одно движение, и умчались бы в неведомую даль две навсегда соединённые жизни (И. Тургенев).

Определить вид предложений. Подчеркнуть главные члены.

1. Бездонный воздух. Тишина и свет. Снега и небо, оторваться трудно (В. Инбер). 2. Нет безобразья в природе (Н. Некрасов). 3. Тихая, теплая ночь. Пахнет сухим сеном (М. Пришвин). 4. Покатилось лето под гору. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, сонно бродят родники (Д. Самойлов).

III . Задание на дом:

упр. 218 (устно), упр. 217.