Урок 37 Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ» (продолжение)

0
542
физика

Урок 37 Н. А. некрасов. «русские женщины» (продолжение)

Цели: продолжить знакомить с ролью декабристов в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что вы знаете о восстании декабристов?

– Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?

– Прошло много десятилетий после восстания декабристов 1825 г. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?

III. Комментированное чтение поэмы.

– Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой». На нем мундир военного, на груди кресты – награды за службу царю и Отечеству.)

– Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)

– Каков ее ответ?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

– Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)

Зачитать ответ княгини. (С. 237.)

Покинув родину, друзей…

Я силы дам ему…

– Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который «прозрел» (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».)

– Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)

Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя:

О ком тоска? К кому любовь?

И услышал в ответ:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой…

………..

Но знаю, к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

– Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?

– Где отреченье? Подпишу!

И живо – лошадей!..

Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем…». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж.

Княгиня воскликнула:

Боже мой!

Но так ведь месяцы пройдут

В дороге?..

– В чем она обвинила генерала?

Но вы, но вы… злодей!

Неделя целая прошла…

Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно…

Велите ж партию сбирать –

Иду! мне все равно!..

– Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.)

Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы. Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное – перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:

Острожным жестким сухарем

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Я вас в три дни туда домчу…

Ей! Запрягать, сейчас!..

Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.

IV. Подведение итогов урока.

– Понравилась ли вам поэма?

– Какие чувства она у вас вызвала?

– Сформулируйте тему и идею этого произведения.

Домашнее задание: написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».