Урок 37 Н. А. некрасов. «русские женщины» (продолжение)
Цели: продолжить знакомить с ролью декабристов в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.
Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что вы знаете о восстании декабристов?
– Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?
– Прошло много десятилетий после восстания декабристов 1825 г. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?
III. Комментированное чтение поэмы.
– Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой». На нем мундир военного, на груди кресты – награды за службу царю и Отечеству.)
– Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)
– Каков ее ответ?
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
– Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)
Зачитать ответ княгини. (С. 237.)
Покинув родину, друзей…
Я силы дам ему…
– Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который «прозрел» (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».)
– Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)
Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя:
О ком тоска? К кому любовь?
И услышал в ответ:
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой…
………..
Но знаю, к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
– Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?
– Где отреченье? Подпишу!
И живо – лошадей!..
Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем…». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж.
Княгиня воскликнула:
Боже мой!
Но так ведь месяцы пройдут
В дороге?..
– В чем она обвинила генерала?
Но вы, но вы… злодей!
Неделя целая прошла…
Нет сердца у людей!
Зачем бы разом не сказать?..
Уж шла бы я давно…
Велите ж партию сбирать –
Иду! мне все равно!..
– Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.)
Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы. Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное – перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дни туда домчу…
Ей! Запрягать, сейчас!..
Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.
IV. Подведение итогов урока.
– Понравилась ли вам поэма?
– Какие чувства она у вас вызвала?
– Сформулируйте тему и идею этого произведения.
Домашнее задание: написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины».