Урок 37 «ЧТО ЕСТЬ ПРАВДА, КАКАЯ ОНА, ГДЕ ЖИВЕТ И КАК ЕЕ НАЙТИ?» (урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни)

0
650
window

Урок 37 «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» (урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни)

Цели: определить вместе с учащимися главную идею произведения; учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова-образы, события.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

– Проследите по тексту, каким содержанием наполняет слово «правда» история собаки Травки:

а) в эпизоде общения с хозяином;

б) в эпизодах охоты на зайца при хозяине и после его смерти.

(Правда – это взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, «дикая жизнь» – жизнь только для себя.)

– Как дополняет философские рассуждения автора о смысле жизни (или жизни по правде) сопоставление жизни Травки с жизнью волка Серого Помещика? («…что о себе воет, как волк… как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь после него ей послужить».)

– Проследите по тексту художественные средства, используемые автором в описании Блудова болота с залежами торфа. (Торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого; солнце – мать, дающая жизнь растениям. Солнечное тепло растения передают, как «наследство», умирая и превращаясь в удобрение.

Слово «смерть», «наследство», «родители-растения», «запасы» создают второй план повествования, придают описываемому второй смысл. Это мысль о человеческой жизни прошлых поколений, о «запасах» накопленного жизненного опыта, жизненных ценностей, о необходимости быть достойными «наследниками» этих «запасов».)

– Соотнесите эпизод выбора «тропинки» к цели Митрашей с истолкованием смысла выражения «кладовая солнца». («Тропинка», «путник», «ручеек» – слова-образы в художественных произведениях М. М. Пришвина, символизирующие «тропинку» человека из своего «Я» к общей дороге жизни всех людей, опыту поколений.)

– Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки? (Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь.)

– Проследите по тексту, почему, из-за чего «Настя незаметно сошла с набитой тропы». (Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности, когда «хочется все больше и больше».)

– Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему лось «видит» Настю, а не Настя лося? Почему автор говорит о ней: «прежняя золотая курочка»? (Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека: Настя забыла о брате.)

– Почему именно в этот момент Настя по воле автора увидела Травку? (Травка, как напоминание о любви и верности, возвращает героиню к человечности, к правде.)

Учитель. Собака Травка – представитель «доброй природы» – верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке. «Правда» жизни, ее важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном и мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности.

– Каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина?

Записать в тетрадях:

а) Для автора не существует «вообще растения», «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, о внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, а что – нет.

б) Пришвин очеловечивает природу, описывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.

в) Автор наделяет животных способностью «мыслить», «разговаривать», а растения – способностью чувствовать и действовать.

г) В сказке-были поведение животных напоминает поведение людей.

д) Писатель показывает повествованием, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) прочитать произведение до конца;

2) составить цитатный план «Кладовой солнца»;

3) подобрать примеры к каждому пункту из проанализированной на уроке части текста.

Примерный план

1. «В одном селе, возле Блудова болота,.. осиротело двое детей…».

2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой».

3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети…».

4. «Ужасное несчастье в жизни Травки».

5. «Не зная броду… Митраша прямо полез в Слепую елань».

7. Насте «захотелось идти по набитой тропе».

8. «День кончился… последним легким дыханием».

9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была,.. а таился и хитрый план своего спасения».

10. «Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений».

11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка…».