Урок 36. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [р],[р’], БУКВА Рр

0
766
window

Урок 36. согласные звуки [р],[р’], БУКВА Рр

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [р], [р?], буквой Р р; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки; магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как рычит собака? (Р-р-р…)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р?].

а) Рассматриваются слова двор, дверь с опорой на предметные картинки и схемы. Делается вывод о том, что звуки [р] и [р?] согласные, обращается внимание на особенности артикуляции этих звуков.

? Чтение слогов-слияний. Выясняется, что в слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слоге ри звук [р?] – мягкий.

? Игра «Капитаны».

Слоги произносятся протяжно, определяется твердость – мягкость согласного звука [р].

б) Упражнения со звуками [р] и [р?].

Правильное произношение звуков в словах: арбуз, верба, шофер, портфель, календарь, крем, трамвай, коридор, инструмент.

Правильное произношение звуков в чистоговорках.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру.

Учитель сообщает, что звуки [р] и [р?] обозначаются буквой Р р (эр).

На доске вывешивается карточка с буквой Р р.

Физкультминутка

2. На что похожа буква Р?

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

3. Печатание буквы Р р в тетрадях.

? Чтение столбиков слогов-слияний, осмысливание их структуры. Слова в столбиках предлагается прочитать преимущественно детям, у которых замедленно формируются навыки чтения. Сначала слова прочитываются по единицам чтения, затем целиком, с ударением.

? Чтение текста «Кактус», с. 69.

Вопросы:

– Что растет у Иры?

– Что сделала Ира?

– Что случилось?

– Почему рассказ называется «Кактус»?

физкультминутка

? Развитие связной речи учащихся.

Составление предложений по картинке.

Вопросы:

– К какой сказке данная иллюстрация?

– Кто написал эту сказку?

– Кто изображен на иллюстрации?

– Что волшебного в этой сказке?

– Сколько желаний выполнила рыбка?

? Чтение учителем сказки. Отрывок читают дети.

Вопрос:

– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

4. Фонетическая зарядка. Дети за учителем повторяют звуки.

Почему тигры рычат: «Р-р-р»,

Вороны кричат: «Кар-р-р»,

Кони хрипят: «Хр-р-р»,

Ставни скрипят: «Скр-р-р»,

Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,

Летит вертолет: «Др-р-р»?..

Чтоб научить всех ребят

Трудное «р-р-р» выговаривать!

III. Итог урока.

– Что нового узнали для себя на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднения? Почему?