Урок 36. согласные звуки [р],[р’], БУКВА Рр
Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [р], [р?], буквой Р р; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки; магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как рычит собака? (Р-р-р…)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р?].
а) Рассматриваются слова двор, дверь с опорой на предметные картинки и схемы. Делается вывод о том, что звуки [р] и [р?] согласные, обращается внимание на особенности артикуляции этих звуков.
? Чтение слогов-слияний. Выясняется, что в слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слоге ри звук [р?] – мягкий.
? Игра «Капитаны».
Слоги произносятся протяжно, определяется твердость – мягкость согласного звука [р].
б) Упражнения со звуками [р] и [р?].
Правильное произношение звуков в словах: арбуз, верба, шофер, портфель, календарь, крем, трамвай, коридор, инструмент.
Правильное произношение звуков в чистоговорках.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжим мы игру.
Учитель сообщает, что звуки [р] и [р?] обозначаются буквой Р р (эр).
На доске вывешивается карточка с буквой Р р.
Физкультминутка
2. На что похожа буква Р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
3. Печатание буквы Р р в тетрадях.
? Чтение столбиков слогов-слияний, осмысливание их структуры. Слова в столбиках предлагается прочитать преимущественно детям, у которых замедленно формируются навыки чтения. Сначала слова прочитываются по единицам чтения, затем целиком, с ударением.
? Чтение текста «Кактус», с. 69.
Вопросы:
– Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
– Что случилось?
– Почему рассказ называется «Кактус»?
физкультминутка
? Развитие связной речи учащихся.
Составление предложений по картинке.
Вопросы:
– К какой сказке данная иллюстрация?
– Кто написал эту сказку?
– Кто изображен на иллюстрации?
– Что волшебного в этой сказке?
– Сколько желаний выполнила рыбка?
? Чтение учителем сказки. Отрывок читают дети.
Вопрос:
– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
4. Фонетическая зарядка. Дети за учителем повторяют звуки.
Почему тигры рычат: «Р-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р»,
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»?..
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!
III. Итог урока.
– Что нового узнали для себя на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения? Почему?