Урок 36. КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) СЛОВА

0
871
текстуры

Цели: тренировать детей в нахождении корня в однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте однокоренные слова. Докажите.

– Что такое корень?

– Какие слова называются родственными или однокоренными? Приведите свои примеры.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: юла, люстра, юнга, любимый.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)

Ююл Ююб Ююм Ююй …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ю сочетаются с согласными буквами лишнего слова.)

IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

1. Знакомство с понятием «родственные слова».

– Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.

Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – родственные слова в порядке называния их детьми.

– Прочитайте вслух написанные на доске слова. (Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбья, …)

– Сравните и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть рыб.)

– Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова сходны по значению.)

– Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.

– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)

2. Распределение слов по группам.

На доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.

– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы.

– На доске записаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько родственных слов было названо.

нос – носатый

гусь – гусеница

боль – больница

час – часовщик

кот – котик

дом – домишки

циркуль – цирк

врач – доктор

куст – кустик

дом – дым

обед – стол

река – плот

3. Работа над упражнениями 122, 123.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)

Домашнее задание. Упражнение 125.