Цели: тренировать детей в нахождении корня в однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте однокоренные слова. Докажите.
– Что такое корень?
– Какие слова называются родственными или однокоренными? Приведите свои примеры.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: юла, люстра, юнга, любимый.
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)
Ююл Ююб Ююм Ююй …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ю сочетаются с согласными буквами лишнего слова.)
IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.
1. Знакомство с понятием «родственные слова».
– Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.
Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – родственные слова в порядке называния их детьми.
– Прочитайте вслух написанные на доске слова. (Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбья, …)
– Сравните и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть рыб.)
– Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова сходны по значению.)
– Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.
– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)
2. Распределение слов по группам.
На доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы.
– На доске записаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько родственных слов было названо.
нос – носатый |
гусь – гусеница |
боль – больница |
час – часовщик |
кот – котик |
дом – домишки |
циркуль – цирк |
врач – доктор |
куст – кустик |
дом – дым |
обед – стол |
река – плот |
3. Работа над упражнениями 122, 123.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)
Домашнее задание. Упражнение 125.