Урок 35 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» (акварель)

0
561

Цели: продолжить знакомство с понятием «родина»; развивать творческое воображение, формировать чувство цвета, интерес к предмету; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора»; образец педагогического рисунка «Пусть всегда будет солнце»
(акварель).

Литературный ряд: стихотворения – Антон Пришелец «Наш край», М. В. Исаковский «Родина».

Музыкальный ряд: «Песня о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песня о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня продолжаем работу на тему «Пусть всегда будет солнце» в цвете.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Послушайте еще стихотворение, продолжающее ваше знакомство с понятием «родина».

РОДИНА

На ветвях танцуют белки,

Лес, обветренный, молчит.

Солнце в облачные щели

Шлет раскосые лучи.

У опушки дремлют кони,

Подпирая боком ель.

Снится ли, что в поле стонет

Безголосая метель.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном,

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

М. Исаковский

 А кто из вас знает, что обозначает слово «агроном»?

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Гордостью за нашу страну и ее людей проникнуто стихотворение:

НАШ КРАЙ

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной,

Навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт –

Все бегут,

Бегут дороги,

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд, –

Край родной,

Навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад!

А. Пришелец

На это стихотворение Д. Кабалевский написал музыку. Можно вместо чтения стихотворения включить музыкальную запись.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Перед вами репродукция, посвященная детству. Эта работа выполнена братьями А. и С. Ткачевыми. Она так и называется – «Детвора».

Целесообразно беседу вести под музыкальное сопровождение «Песни о Родине» (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача), «Песни о Родине» (музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской).

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Помните, как важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом не забывайте, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.

В соответствии с задуманным сюжетом подбираются краски, составляется цветовая гамма.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Я решила выполнить работу в нежной цветовой гамме. Для этого буду брать оттенки желтого, розового. Счастье мне всегда представляется чем-то теплым и уютным, а значит, и гамма цветов должна быть «теплой».

Подберу цвета на палитре для своей композиции. Так как работа будет нежная, то лучше каждый цвет разбавлять большим количеством воды. Композицию выполню в мягком, пастельном колорите. Поэтому в моей работе будет много желтого, красного, коричневого светлых оттенков (см. Приложение).

1. Выполню фон – солнце, используя несколько оттенков желтого цвета. Чтобы получить оттенки желтого цвета, добавляю в основной цвет желтый цвет, чуть оранжевого цвета или цвета охры.

2. Теперь закончу оформление фона – выполню штору розовым цветом. А ленту, которая держит штору, закрашу в коричневый цвет, стенку около героинь выполню светло-коричневым цветом. Раму окрашу в светло-коричневый цвет, с добавлением желтого цвета.

3. Окрашу стул, на котором сидят мама с дочкой в тот же цвет, которым выполняла ленту для шторы. Теперь начинаю работу над участниками композиции. Выполню коричнево-желтым оттенком волосы у мамы.

4. Окрашу платья героинь в спокойные нежные цвета – голубой и бежевый (цвет охры) цвета. Теперь проработаю тонкой кистью волосы у девочки – прядки на голове и косички. Работаю над детальной пропиской каждой из героинь. Для придачи объема по контуру каждого костюма прохожу коричневой краской, смешанной на палитре с основным цветом. Прорисовываю черты лица мамы и дочки. Ввожу дополнительные оттенки для выполнения их одежды – розовый цвет, зеленовато-голубой и светло-коричневый. Темно-синий цвет смешаю с коричневым и этим цветом проработаю самые темные места в композиции.

Работа в итоге выполнена в едином колорите, все объекты связаны между собой по цвету, так как в окраске каждой детали композиции введены цвета, которые являлись основным для выполнения других предметов. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. У всех получились интересные работы.

 В чем достоинство этих композиций?

Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель. Ребята, поделитесь своими впечатлениями об этих уроках.

 Что вам запомнилось?