Урок 35 Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, МЕРЫ, СТЕПЕНИ И СРАВНИТЕЛЬНЫМИ

0
900
информатика

Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений учащихся на грамматическую тему: «Что я узнал о сложноподчиненных предложениях с придаточными, имеющими общее значение обусловленности?»

III. Лексическая работа.

– Расставьте ударения в следующих словах: медикаменты, приобретение, сегмент, форум, ханжество, эксперт, перчить (допускается перчить), ржаветь (допускается ржаветь), созыв, силос, симметрия (допускается симметрия).

IV. Изучение новой темы.

1. Выразительное чтение материала § 27.

2. Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Вид

Отвечают
на вопрос

Союзы

Союзные
слова

К чему
присоединяется?

Указательные
слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

что, чтобы…

как?

насколько?

К главному при помощи союзов …

местоимения такой, таков

Степени

до какой степени?

как будто, словно…

как?

насколько?

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Сравнительные

как? подобно чему?

как? подобно тому как…

как?

насколько?

К главному…

Обратить внимание учащихся на то, что придаточные изучаемых видов относятся ко всему главному предложению, и на знаки препинания при составных союзах: если придаточное стоит перед главным и начинается таким союзом, то союз запятой на части не разделяется. Необходимо различать придаточное сравнительное, в котором опущено сказуемое, и сравнительный оборот: в придаточных сравнительных имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому (Рос, как трава в степи), в сравнительном обороте нет таких членов предложения.

V. Формирование лингвистических умений и пунктуационных навыков.

1. Сопоставить предложения, выделить главные члены, объяснить расстановку знаков препинания, указать, чем является оборот с союзом как.

1) Наш поселок как город. Наш поселок выглядит как город. Наш поселок стал совсем большой, как город. В нашем поселке сооружено много больших зданий, как сооружены они в районном центре.

2) Этот мальчик как взрослый. Этот мальчик ведет себя как взрослый. Этот мальчик был серьезен, как взрослый. Этот мальчик был серьезен, как серьезны взрослые.

2. Расставить знаки препинания (в предложении с двойным сравнительным союзом чем – тем). Найти главное и придаточное предложения.

1) Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился. (В. Белинский.)

2) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. (А. Чехов.)

3. Графический диктант с заданием: определить вид придаточных.

1) Я торопился закончить работу, чтобы успеть к поезду.

2) Я закончил работу так, чтобы успеть к поезду.

3) Мне сказали, чтобы я закончил работу и поторопился к поезду.

4. Прочитайте предложение, найдите в нем сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение. Как их отличить друг от друга?

Я таю сам, как тает снег.

Я сам, как утро, брови хмурю.

Б. Пастернак

(Сравнительное придаточное предложение – как тает снег; сравнительный оборот – как утро.)

Если в сравнительной конструкции нет сказуемого или членов предложения, зависящих от него, это сравнительный оборот.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 27, упр. 163 (выполнить согласно заданию, выучить стихотворение наизусть).