Урок 35 М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая Солнца»
Цель: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Чтение статьи учебника (с. 40–41, II часть) о М. М. Пришвине, ее обсуждение.
– Что пишет Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина? Перечислите отмеченные Паустовским особенности:
а) своеобразный писатель (то есть отличный от других);
б) его учитель – русский народ;
в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку;
г) «его занимает суть человека».
– Как определяет Паустовский жанры созданных Пришвиным произведений? (Повести, рассказы, «географические очерки».)
– Повторите понятие жанра по «Краткому словарю литературоведческих терминов».
– Что такое эпиграф? (По «Краткому словарю…».)
– Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграф? (У Пришвина «все объединено человеком».)
3. Словарная работа.
Суть – самое главное и существенное в чем-нибудь1.
Сокровенный – свято хранимый, тайный2.
«Его не интересует наносное». Синонимы: случайный, привнесенный со стороны.
4. Рассказ учителя и подготовленных учащихся о писателе.
«М. М. Пришвин считал и не считал себя детским писателем.
Первый опубликованный им рассказ («Сашок») был для детей и появился в детском журнале «Родник» в 1906 году. В 1931 году Пришвин писал: «Исследуя написанное мною за 25 лет литературного труда, я нахожу бесспорную ценность в том, что написано мною для юношества и детей». И в то же время говорил, что обращается своими книгами не к детям, а к тому внутреннему ребенку, который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека.
Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем его отцу.
Отец – Михаил Дмитриевич, происходивший из елецких купцов, – был по-барски разумен, принадлежал к разряду тех немногочисленных в русском купечестве прошлого века натур, сочетавших в себе несомненную и яркую талантливость с полной неспособностью управлять своим талантом и обращать его на пользу людям. Поэт и мечтатель в душе, он растил орловских рысаков, сажал сады, выводил новые сорта цветов, был превосходным охотником, удивительным рассказчиком, неплохо рисовал.
Крупный проигрыш в карты не только разорил Михаила Дмитриевича, но и вконец подорвал его здоровье.
Когда Мише, младшему в семье, шел восьмой год, отца парализовало. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель рассказывает, как отец здоровой рукой одним движением нарисовал на бумаге каких-то необыкновенных животных и подписал: голубые бобры. Потом сердобольные соседки и родственницы, разглядывая рисунок, вздыхали: «Фантазер был. Все профуфукал покойник, и правда, остались какие-то голубые бобры».
Кто бы мог подумать тогда, что как раз «голубые бобры» и станут для Михаила Пришвина самой дорогой частью отцовского наследства. Вместе с ним унаследовал будущий писатель поэтическое мироощущение, великую способность верить в реальность мечты, умение создавать творческой силой воображения небывалую в мире красоту3.
Будущий писатель рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии… Переехал в Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику. Шесть лет учился в реальном училище Тюмени, сдал экстерном4 экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции.
В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, где поступает в университет на агрономическое отделение философского факультета. Отходит от революционной борьбы. Через 4 года возвращается на Родину с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этно-графом5, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты «сказки собственного детства»6.
Первая книга М. Пришвина – «В краю непуганых птиц». Пришвин стремится не только записать произведения устного народного творчества, но и понять душу человека-сказителя. У него этнографический подход к материалу, он видит в фольклоре единство формы и содержания.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова».
Демонстрируется выставка книг писателя.
5. Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца».
Учитель. Сказка-быль – не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В «Кладовой солнца» я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…». Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывает свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда – не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Потому сказка Пришвина светится не только любовью, – в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
«Кладовая солнца» – сказка, и вместе с тем события в произведении имеют реальную основу.
«Кладовая солнца» была написана в первые дни после войны, в конце мая – начале июня 1945 года. Радостное ощущение победы согревает каждую строчку.
Герои сказки-были Настя и Митраша – сироты, однако они не беззащитны. Быстро научились вести домашнее хозяйство и стали «жить хорошо».
И соседи помогают им, чем могут. Не отрываются они и от артельной жизни. Но характеры у них разные. И эта, казалось бы, незначительная разность характеров приводит их порой к ссорам. Одна из таких ссор и стала конфликтной основой сюжета.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали…» (с. 51).