Цели: формировать понятие «однокоренные слова», «корень»; учить выделять два признака однокоренных слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы озаглавили текст?
– Назовите буквы, написание которых нужно проверить.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: г о д р а о.
– Назовите группу согласных букв. (Это г, д, р.)
– Какая буква лишняя? (Лишняя буква – р. Она обозначает непарный звонкий звук, остальные согласные обозначают звуки, имеющие пару.)
Рря Ррф Ррм …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы р чередуются с первыми буквами в названии месяцев, начиная с января.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово распалось? (Дорога.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
доруга
– А что такое дорога?
Учитель (или подготовленный ученик) читает стихотворение В. Остина «Дорога»:
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
– Подберите и запишите однокоренные слова к слову дорога. (Дорога, дорожка, дороженька, дорожник, бездорожный, подорожник, придорожный, …)
– Докажите, что это однокоренные слова, по двум признакам. (Эти слова близки по смыслу и имеют одинаковую значимую часть – корень:
– Когда так говорят: на дороге не валяется? (Даром не достается; нечасто встречается, нелегко найти.)
– Какие пословицы и поговорки, связанные со словом дорога, вы знаете? (Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Одному ехать – и дорога длиннб. Умный товарищ – половина дороги. Где дорога, там и путь.)
– А сейчас проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть однокоренные слова к слову дом. Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад. Будьте очень внимательны.
Учитель называет слова: домашний, домбра, домик, домовой, домино, домовладелец, бездомный, домишко, домосед, домохозяйка, домысел.
V. Наблюдение над однокоренными словами.
1. Беседа по вопросам.
– Какой вопрос для вас подготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Чтение стихотворения В. А. Синицына:
Корень слова – главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
3. Работа над упражнением 117.
4. Знакомство с правилом на с. 56.
На доске записаны слова:
Вариант I
Д..ловой, к..рмить, лоша..ка, ц..ркач, б..ковой, зага..ка, сл..нёнок, лё..чик.
Вариант II
Шерс..ка, сла..кий, тетра..ка, блю..це, б..бовый, зв..ринец, скр..петь, д..ждевик.
– Спишите. Рядом с каждым словом напишите проверочные слова. Выделите корень.
4. Работа над упражнениями 119, 120.
VI. Итог урока.
– Что такое корень?
– Назовите два признака однокоренных слов.
– Чем понравилось заниматься сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 121, правило на с. 56.