Урок № 35. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
354
литература

Урок № 35. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: ознакомление учащихся с признаками безличного предложе­ ния и способами выражения сказуемого в нем; закрепление понятия лич­ ное – безличное.

I . Анализ предложений упр. 195, самостоятельная работа по § 23.

Ответить на вопросы:

1) Какие односоставные предложения с главным членом – сказуе­ мым называются безличными?

2) Чем может быть выражено сказуемое в таких предложениях?
П. Новый материал.

Чтобы ответить на второй вопрос, учащиеся выполняют творческую

работу: составление предложений по образцу.

Задание: запишите по одному примеру безличных предложений

со сказуемыми, которые выражены:

Безличными глаголами: Уже давно смеркалось (А. С. Пушкин).

Безличной формой личного глагола: В голове у него шумело (М. Горький).

Наречием: Под небом места много всем (М. Лермонтов).

Существительным: Самое время тебе подумать о своем будущем.

Страдательным причастием среднего рода: Решено сходить на выставку.

Отрицательным словом: На улице нет ни души.

Неопределенной формой глагола: Быть грозе.

Эту схему можно использовать и для игры «Кто быстрее?», «Свое предложение».

III . Закрепление изученного. Упражнения.

1. Диктант по аналогии. Напишите о любом другом овоще.

Картофель – ценный пищевой продукт. Кожуру картофеля нужно срезать тонким слоем, так как наружные слои картофеля наиболее бога­ты витамином С. Лучше всего картофель отваривать в кожуре. Перед варкой его нужно залить крутым кипятком, а не холодной водой. Варить картофель нужно под крышкой. Но нередко очищенные заранее клубни кладут в холодную воду для предохранения от потемнения. Нужно пом­нить, что держать их в воде более часа нельзя. Нельзя держать в воде нарезанный картофель. Не следует переваривать картофель, оставлять его на горячей плите.

2. Определить, чем выражен главный член в приведенных ниже
предложениях.

. Кузнецову не спалось. 2. Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжило, ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое солнце. 3. В насквозь простуженном вагоне никого не было. 4. Железисто пахло от промерзших стен, и все несло и несло в лицо тонкой и острой струей холода от завитого метельным снегом сереюще­го оконца над головой (По Ю. Бондареву).

3. Подчеркнуть главные члены, составить схемы предложений, оп­ределить вид односоставных.

. Мне стало душно, и я открыл окно. 2. Была середина июля, дождя давно не было. 3. Мне говорили, что он занимается в секции самбо.

4. В передней позвонили, и сестра пошла открывать. 5. Смеркалось, и на улице зажгли фонари. 6. Зайди ко мне, и я дам тебе интересную книгу.

4. Игра с сигнальными карточками. Готовятся две карточки: Л -личное, Б – безличное. Ведущий или учитель читает предложения, а уча­щиеся, поднимают соответствующие карточки. Заметив, что кто-либо ошибся, учитель предлагает обосновать свое мнение, а также составить предложение такого же типа.

]. Что-то зашелестело в кустах. 2. Было прохладно (А. Чехов).

Чуть тянет морозный утренний ветерок (И. Соколов-Микитов).

Морозищ поутру в степи (Д. Фурманов). 5. Всё шло своим чередом. 6. Остро пахло травой (Д. Гранин). 7. Лгать вредно для себя же (Л. Толстой). 8. Это показалось нам странным. 9. Без труда нет отдыха (Пословица). 10. Эту вещь стоит купить. 11. Эта вещь стоит недорого. 12. Днем таяло на солнце (Л. Толстой). 13. Печенье так и таяло во рту. 14. Остаётся неделя до конца четверти. 15. Остаётся пожелать вам счастливого пути. 16. В темноте что-то серело. 17. За окном уже чуть-чуть серело. 18. От слабости звенело в ушах. 19. Его последнее слово ещё звенело в ушах. 20. Было у нас о чем подумать. 21. Было у нас такое реше­ние. 22. Шоссе было совершенно безлюдно. 23. На шоссе было совершенно безлюдно. 24. Пахнет прибитой дождём пылью. 25. Мох пахнет грибной сыростью. 26. Тетрадей оказалось достаточно. 27. Наше опасение оказа­лось напрасным. 28. У нас не было желания остаться.

IV. Задание на дом:

составить рассказ на тему «Как сварить кофе», используя односо­ставные предложения. § 23.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 33(2 класс)
Следующая статьяУрок № 36

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь