Цель: сформировать у учащихся представление о реакциях обмена и замещения.
Оборудование: медный купорос (раствор), железный гвоздь, карбонат натрия, Н 2 SO 4
(раствор), Na, Н 2 О, лучинка, фенолфталеин, ВаСl 2 , НСl, АgNО 3 .
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Опрос у доски.
б) Упр.1, 2 (в, г).
II. Актуализация знаний учащихся.
– Допишите уравнения реакций и определите, к какому виду они относятся:
Fe + Cl 2 ® ?
СаО ® Са + ?
Fe + СuSO 4 ® FeSO 4 + ?
III. Изучение нового материала.
– К какому типу относится эта реакция?
Это мы и узнаем сегодня на уроке.
Проведение лабораторного опыта («Рабочая тетрадь», стр.95 – 96, упр.4).
Содержание и порядок выполнения опыта:
1. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II). Опишите цвет
вещества.
2. Осторожно погрузите в одну из пробирок железный гвоздь. Опишите условия
протекания реакции. Наблюдения и выводы мы сделаем через 5 минут (на реакцию
нужно время), а пока я расскажу вам сказку одной ученицы «Принц и река».
Принц и река
В одном царстве, химическом государстве проживал железный принц. Он настолько был красивый и блестящий, что никто и не замечал, что это просто кусок железа.
Рядом с замком текла голубая-голубая река. И никто не осмеливался искупаться в ней, так как было очень сильное течение.
И вот однажды, чтобы показать свою храбрость, принц решил переплыть эту реку, как ни старались отговорить его, он не соглашался.
В один прекрасный день все придворные и люди, жившие в королевстве, собрались на берегу голубой реки. Принц разделся и тихо вошел в воду. Вдруг он почувствовал, что с ним что-то происходит, какая-то пленка покрывает его.
В это время все неожиданно увидели, что вода в реке стала зеленой. А после того, как железный принц вышел из реки на другом берегу, люди увидели, что он уже не тот красивый и блестящий, а какое-то страшное и ржавое чудовище. Вся толпа испугалась вида принца и убежала.
С тех пор никто и никогда не подходил к зеленой реке. А на той стороне в хижине проводил свои оставшиеся годы жизни несчастный железный принц.
3. Извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения.
Образованием какого вещества они вызваны?
4. Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.
5. Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди (II) с железом,
учитывая, что при этом образуется сульфат железа (II).
– Что же называют реакцией замещения?
Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.95, упр.2, 3).
Выполнение лабораторного опыта «Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты» (Рабочая тетрадь», с.98, №5).
Цель: сформировать умение определять признаки химических реакций и описывать
условия их проведения.
Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.97, упр.2).
Демонстрация реакций нейтрализации, получение осадков ВаSО 4 , АgСl.
(Учитель объясняет условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.)
IV. Закрепление.
Выполнение упражнений: а) («Рабочая тетрадь», стр.94, упр.1);
б) («Рабочая тетрадь», стр.97, упр.3).
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: §27; стр.100, упр.2 (а, б, з).