Урок 35/4. Химические уравнения. Реакции замещения и обмена.

0
464
английский

Цель: сформировать у учащихся представление о реакциях обмена и замещения.

Оборудование: медный купорос (раствор), железный гвоздь, карбонат натрия, Н 2 SO 4

(раствор), Na, Н 2 О, лучинка, фенолфталеин, ВаСl 2 , НСl, АgNО 3 .

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

а) Опрос у доски.

б) Упр.1, 2 (в, г).

II. Актуализация знаний учащихся.

– Допишите уравнения реакций и определите, к какому виду они относятся:

Fe + Cl 2 ® ?

СаО ® Са + ?

Fe + СuSO 4 ® FeSO 4 + ?

III. Изучение нового материала.

– К какому типу относится эта реакция?

Это мы и узнаем сегодня на уроке.

Проведение лабораторного опыта («Рабочая тетрадь», стр.95 – 96, упр.4).

Содержание и порядок выполнения опыта:

1. Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II). Опишите цвет

вещества.

2. Осторожно погрузите в одну из пробирок железный гвоздь. Опишите условия

протекания реакции. Наблюдения и выводы мы сделаем через 5 минут (на реакцию

нужно время), а пока я расскажу вам сказку одной ученицы «Принц и река».

Принц и река

В одном царстве, химическом государстве проживал железный принц. Он настолько был красивый и блестящий, что никто и не замечал, что это просто кусок железа.

Рядом с замком текла голубая-голубая река. И никто не осмеливался искупаться в ней, так как было очень сильное течение.

И вот однажды, чтобы показать свою храбрость, принц решил переплыть эту реку, как ни старались отговорить его, он не соглашался.

В один прекрасный день все придворные и люди, жившие в королевстве, собрались на берегу голубой реки. Принц разделся и тихо вошел в воду. Вдруг он почувствовал, что с ним что-то происходит, какая-то пленка покрывает его.

В это время все неожиданно увидели, что вода в реке стала зеленой. А после того, как железный принц вышел из реки на другом берегу, люди увидели, что он уже не тот красивый и блестящий, а какое-то страшное и ржавое чудовище. Вся толпа испугалась вида принца и убежала.

С тех пор никто и никогда не подходил к зеленой реке. А на той стороне в хижине проводил свои оставшиеся годы жизни несчастный железный принц.

3. Извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения.

Образованием какого вещества они вызваны?

4. Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.

5. Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди (II) с железом,

учитывая, что при этом образуется сульфат железа (II).

– Что же называют реакцией замещения?

Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.95, упр.2, 3).

Выполнение лабораторного опыта «Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты» (Рабочая тетрадь», с.98, №5).

Цель: сформировать умение определять признаки химических реакций и описывать

условия их проведения.

Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.97, упр.2).

Демонстрация реакций нейтрализации, получение осадков ВаSО 4 , АgСl.

(Учитель объясняет условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.)

IV. Закрепление.

Выполнение упражнений: а) («Рабочая тетрадь», стр.94, упр.1);

б) («Рабочая тетрадь», стр.97, упр.3).

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: §27; стр.100, упр.2 (а, б, з).