Цели: углубить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.
Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.
III. Орфографическая работа.
Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.
IV. Изучение нового материала.
1. Вопросы и задания .
– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)
– Рассмотрите схему на с. 85 учебного пособия. Назовите виды предложений со значением обусловленности.
– Составьте предложения на каждый из видов этих сложноподчиненных предложений. Назовите средства связи.
2. Творческий диктант .
– Закончите предложения, используя придаточные причины.
1) Начало быстро темнеть, потому что…
2) Надо было торопиться, так как…
3) В палатке стало сыро оттого, что…
3. Работа у доски .
– Запишите предложение, произведите синтаксический разбор и составьте схему.
Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши.4 (К. Ушинский.)
4. Творческая работа .
Напишите сочинение-миниатюру на грамматическую тему: «Что я узнал о сложноподчиненных предложениях с придаточными, имеющими общее значение обусловленности?»
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 26, упр. 133. Дописать сочинение на грамматическую тему.