Урок 34
Тема: сколько звуков и сколько букв в слове
Цели: конкретизировать представления учащихся о количестве букв и звуков в слове; научить выполнять фонетический разбор слов; отработать орфографический навык написания слов с изученными орфограммами.
1. Подготовка руки к письму.
ПТИЧКА
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – «головка», остальные сомкнутые пальцы – «крылья». Помахать ими.
2. Выполнение упражнения 54, с. 92.
– Произносите буквосочетания.
– Сколько звуков вы слышите?
– А сколько букв записано?
– Почему расходится количество букв и звуков?
– Прочитайте слова. Можно ли, не подсчитывая количество звуков, определить, больше или меньше их, чем букв? По какому признаку?
II. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 55, с. 92.
– Назовите каждое животное.
– Подсчитайте количество букв и звуков в слове. Почему звуков меньше, чем букв?
– Сделайте вывод.
Вывод: количество букв и звуков в словах может не совпадать.
! Игра «Поймай слово».
– Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове звуков меньше, чем букв.
Трава, волк, день, коньки, кубики, ямка (в этом слове звуков больше, поэтому хлопать тоже не надо. Цель введения этого слова – научить ребенка четко выполнять задание).
2. Выполнение упражнения 56, с. 93 (по заданию).
Целесообразно начать работу по составлению алгоритма фонетического разбора слов. Учитель дает образец упрощенного варианта разбора:
тень – 1 слог, 2 согл. б., 1 гл. б.
т – [т’]
е – [э]
н – [н’]
ь – [–]
4 б., 3 зв.
3. Выполнение упражнения 57 (по заданию).
– Составьте предложения о лете.
– Можно ли из ваших предложений составить рассказ?
– Назовите летние месяцы.
– В названии каких месяцев количество звуков и букв не совпадает?
– Сделаем фонетический разбор этих слов и посмотрим, верно ли вы ответили.
ию?нь– и-юнь – 2 слога, 2 гл. б., 1 согл. б.
и – [и]
н – [н’]
ь – [–]
4 б., 4 зв.
Аналогично разбирается слово июль.
а?вгуст – ав-густ – 2 слога, 2 гл. б., 4 согл. б.
а – [а]
в – [в]
г – [г]
у – [у]
с – [с]
т – [т]
6 б., 6 зв.
Учащиеся приходят к выводу, что только лишь при наличии ь нельзя точно сказать, что в слове звуков меньше, чем букв.
– Какие буквы должны быть сигналом более внимательного разбора слов? (Е, ё, ю, я.)
– Вспомните, в каких случаях буквы е, ё, ю, я будут обозначать два звука.
Учитель вывешивает блок-схему.
Примечание: случай «после ь и ъ» можно пока не показывать.
4. Выполнение упражнения 58 (по заданию).
Выполнение упражнения 59 – I вариант.
Выполнение упражнения 60 – II вариант.
Задание: спишите текст, подчеркните слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
– Что нового узнали на уроке?