Урок № 34. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
617


Урок № 34. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(2 варианта)

I вариант

Цели: дать понятие о неопределенно-личных предложениях; отрабо­ тать умение их видеть в тексте, употреблять в речи.

I . Проверка усвоения изученного на предыдущем уроке. Разви­тие синтаксического слуха.

Учитель читает предложения, называя их номер. Учащиеся записы­вают только номер: справа- односоставных определенно-личных предло­жений, слева – двусоставных предложений.

/. Люблю тебя, Петра творенье (А. С. Пушкин). 2. Сижу за решет­ кой в темнице сырой (А. С. Пушкин). 3. Воспитывайте свой вкус и мышление (И. Тургенев). 4. Поют гудки, веселым песням вторя (Василиев). 5. Профессию свою я не выбирала. 6. Без совести и при большом уме не проживешь (Пословица). 7. Любовь к профессии осталась у меня на всю жизнь. 8. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. С. Пушкин). 9. Ложился на поля туман (А. С. Пушкин).

Запись в тетрадях учащихся:

определенно-личные предложения: двусоставные предложения:

1,2,3,6,8. 4,5,7,9.

II. Новый материал.

Анализ предложений упр. 187.

В ы в о д учащиеся делают самостоятельно, сверяясь с § 22.

III . Закрепление изученного. Упражнения.

1. Расставить знаки препинания и определить вид каждого простого
предложения, входящего в сложное. Для этого обозначить основы.

/. Башкирцы разогнали народ и мы были предоставлены Пугачеву (А. С. Пушкин). 2. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры и он быстро зашагал к условленному месту. 3. Его дипломный проект был бли­стателен и ему предложили работу в научно-исследовательском инсти­туте. 4. Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. 5. В это время отворилась дверь и на пороге показалась Вера (И. Гончаров).

2. В приведенных отрывках выделите односоставные предложения.
Определите их тип.

I

Чтобы море оставалось чистым, любите медуз и моллюсков. Запомните на всякий случай, что плотное поселение мидий площадью в один квадратный кило­ метр фильтрует за сутки более 200 кубических метров воды.

II

Несколько лет назад был создан экспериментальный кефалевый завод. По­
строили специальные так называемые зимовали, где рыба могла проводить холодное время года. Наладили искусственное разведение молоди. Потом кефаль запус тили в Каспий. Через несколько лет решили каспийскую кефаль переселить в
Черное море. <

ИЗЛОЖЕНИЕ-МИНИАТЮРА

К середине мая на лесных полянах расцветают мохнатые колокольчики. Ос­ тановишься на такой поляне, прислушаешься – и не уловишь иного звука, кроме едва различимого шороха распрямляющейся молодой травы. Потом услышишь, как запоет одинокая птица и вдруг замолкнет, испугавшись чего-то. Кровь ударит в ноги, руки и в голову, словно тебя ранили. Скинешь пиджак, вдохнешь, насколько позволит грудь, жаркий, напитавшийся запахом трав воздух – и поймешь, что при­ шло лето (А. Русое).

« IV . Задание на дом:

§ 22, упр. 192.

II вариант

Цель: ознакомление учащихся с признаками неопределенно-личных предложений, продолжение формирования умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных чле­ нов.

Объяснение нового материала проводится в виде игры «Дай на­ звание».

Учащиеся вспоминают, чем выражается сказуемое в определенно- личных предложениях.

Самостоятельно знакомятся с материалом § 22 и делают вывод о форме сказуемого в неопределенно-личных предложениях.

Записывают предложения таблицы, указывая форму сказуемого.

Дают и записывают название типа односоставного предложения, отсутствующего в таблице.

Односоставные предложения

9

9

1. Меня направили в Пермь

2. В армию Кольку не брали по здо­
ровью, из-за слабого сердца
(Ю. Трифонов)

3. По улице гонят стадо в поле
(И. Гончаров)

/. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат… (А. Фатьянов)

2. Воспитывайте свой вкус и мыш­
ление (И. Тургенев)

3. Сижу и пью с блюдечка
(М. Зощенко)

Образец рассуждения:

Сказуемое не тревожьте выражено глаголом повелительного на­ клонения 2-го лица. Это определенно-личное предложение;

Сказуемое направили выражено глаголом прошедшего времени, множественного числа. Это неопределенно-личное предложение.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 33(2 класс)
Следующая статьяУрок № 36

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь