Урок № 34. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(2 варианта)
I вариант
Цели: дать понятие о неопределенно-личных предложениях; отрабо тать умение их видеть в тексте, употреблять в речи.
I . Проверка усвоения изученного на предыдущем уроке. Развитие синтаксического слуха.
Учитель читает предложения, называя их номер. Учащиеся записывают только номер: справа- односоставных определенно-личных предложений, слева – двусоставных предложений.
/. Люблю тебя, Петра творенье (А. С. Пушкин). 2. Сижу за решет кой в темнице сырой (А. С. Пушкин). 3. Воспитывайте свой вкус и мышление (И. Тургенев). 4. Поют гудки, веселым песням вторя (Василиев). 5. Профессию свою я не выбирала. 6. Без совести и при большом уме не проживешь (Пословица). 7. Любовь к профессии осталась у меня на всю жизнь. 8. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. С. Пушкин). 9. Ложился на поля туман (А. С. Пушкин).
Запись в тетрадях учащихся:
определенно-личные предложения: двусоставные предложения:
1,2,3,6,8. 4,5,7,9.
II. Новый материал.
Анализ предложений упр. 187.
В ы в о д учащиеся делают самостоятельно, сверяясь с § 22.
III . Закрепление изученного. Упражнения.
1. Расставить знаки препинания и определить вид каждого простого
предложения, входящего в сложное. Для этого обозначить основы.
/. Башкирцы разогнали народ и мы были предоставлены Пугачеву (А. С. Пушкин). 2. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры и он быстро зашагал к условленному месту. 3. Его дипломный проект был блистателен и ему предложили работу в научно-исследовательском институте. 4. Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. 5. В это время отворилась дверь и на пороге показалась Вера (И. Гончаров).
2. В приведенных отрывках выделите односоставные предложения.
Определите их тип.
I
Чтобы море оставалось чистым, любите медуз и моллюсков. Запомните на всякий случай, что плотное поселение мидий площадью в один квадратный кило метр фильтрует за сутки более 200 кубических метров воды.
II
Несколько лет назад был создан экспериментальный кефалевый завод. По
строили специальные так называемые зимовали, где рыба могла проводить холодное время года. Наладили искусственное разведение молоди. Потом кефаль запус тили в Каспий. Через несколько лет решили каспийскую кефаль переселить в
Черное море. <
ИЗЛОЖЕНИЕ-МИНИАТЮРА
К середине мая на лесных полянах расцветают мохнатые колокольчики. Ос тановишься на такой поляне, прислушаешься – и не уловишь иного звука, кроме едва различимого шороха распрямляющейся молодой травы. Потом услышишь, как запоет одинокая птица и вдруг замолкнет, испугавшись чего-то. Кровь ударит в ноги, руки и в голову, словно тебя ранили. Скинешь пиджак, вдохнешь, насколько позволит грудь, жаркий, напитавшийся запахом трав воздух – и поймешь, что при шло лето (А. Русое).
« IV . Задание на дом:
§ 22, упр. 192.
II вариант
Цель: ознакомление учащихся с признаками неопределенно-личных предложений, продолжение формирования умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных чле нов.
Объяснение нового материала проводится в виде игры «Дай на звание».
Учащиеся вспоминают, чем выражается сказуемое в определенно- личных предложениях.
Самостоятельно знакомятся с материалом § 22 и делают вывод о форме сказуемого в неопределенно-личных предложениях.
Записывают предложения таблицы, указывая форму сказуемого.
Дают и записывают название типа односоставного предложения, отсутствующего в таблице.
Односоставные предложения
9 |
9 |
|
1. Меня направили в Пермь 2. В армию Кольку не брали по здо 3. По улице гонят стадо в поле |
/. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат… (А. Фатьянов) 2. Воспитывайте свой вкус и мыш 3. Сижу и пью с блюдечка |
|
Образец рассуждения:
Сказуемое не тревожьте выражено глаголом повелительного на клонения 2-го лица. Это определенно-личное предложение;
Сказуемое направили выражено глаголом прошедшего времени, множественного числа. Это неопределенно-личное предложение.