Цели: учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.
Эпиграф:
Береги честь смолоду, а платье снову.
Сам погибай, а товарища выручай.
Пословицы
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Перечитывание III главы повести.
Вопросы:
1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?
2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула?
3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.
5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов?
6. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?
III. Составление сравнительной характеристики героев.
Все отличия (сходства) можно записать примерно так:
Жилин |
Костылин |
Место жительства героев |
|
горный татарский аул, сарай |
горный татарский аул, сарай |
Чем питались пленные? |
|
лепешка из просяной муки |
только лепешка, либо тесто |
Чем занимались офицеры? |
|
писем не писал, все высматривал, мастерил игрушечную карусель |
писал еще раз домой, скучал, ждал, когда пришлют денег, считал дни, спал |
Вывод: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.
Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.
(Интересно понаблюдать, какими глаголами действия сопровождает писатель жизнь Жилина в ауле – рукодельничает, высматривает, ходит и Костылина – пишет, ждет, скучает, спит.)
IV. Знакомство с IV главой.
Вопросы:
1. Как прожил Жилин месяц?
2. Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору?
3. Что помешало ему в тот же вечер совершить побег?
4. Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним?
5. Объясните причину колебаний Костылина перед побегом?
V. Составление плана рассказа «Жилин готовится к побегу» по материалам III и IV глав.
План (примерный)
1. Знакомство с жизнью татарского аула.
2. Работа над подкопом.
3. Поиски дороги.
4. Путь побега – только на Север.
5. Внезапное возвращение татар.
6. Побег.
VI. Заключительное слово учителя.
После чтения III и IV глав рассказа, нужно отметить, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.
Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Домашнее задание: подготовить рассказ по плану «Жилин готовится к побегу».