Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

0
300

Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Цели: закрепить правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях, показать выбор гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Методические приемы: объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Разбор слова по составу и морфологический разбор: таинст­ венный.

Обратим внимание на чередование й и и в корне слова.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать об образовании страдательных причастий про­ шедшего времени.

Упражнение 110: проверка «по цепочке».

III . Изучение темы «Гласные перед и в полных и кратких
страдательных причастиях»

Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника (§ 20).

Обсуждение вопроса: «Что нового вы узнали о правописании страдательных причастий прошедшего времени?»

(В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется та же гласная, что и полных.)

Комментарий. Отметим, что материал этого параграфа в основ­ ном не несет новой информации, он лишь по-другому расставляет акценты. Мы уже знаем, что суффикс -нн- присоединяется к основам глаголов на -ать- (-ять-), а что суффикс -енн- – к основам глаголов на -еть, -ить.

Возможно, ученикам легче запомнить, что глагольные гласные а, я, е сохраняются в причастиях, а гласная и меняется на е:

постирать – постиранный, запаять запаянный, увидеть – увиденный, но: построить построенный.

Гласной и в суффиксах страдательных причастий прошед­ шего времени вообще быть не может!

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 111: комментированное письмо; выполняется на доске и в тетрадях.

Упражнение 113: разбор на доске.

Комментарий. В этом упражнении необходимо правильно оп­ ределить глаголы, от которых образованы страдательные причастия прошедшего времени. Напишем их в скобках.

Дополнительное задание: образовать от данных полных страда­ тельных причастий прошедшего времени краткие, составить с ними предложения, обозначить синтаксическую роль кратких причастий (сказуемые).

Выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.

Выкачанный из шины воздух (выкачать). Воздух выкачан.

Замешенное тесто (замесить). Тесто замешено.

Замешанный в преступлении человек (замешать). Человек за­ мешан в преступлении.

Занавешенное окно (занавесить). Окно занавешено.

Развешанные картины (развешать). Картины развешаны.

Навешенная дверь (навесить). Дверь навешена.

Выслушанные пожелания (выслушать). Пожелания выслушаны.

Высушенное белье (высушить). Бельё высушено.

Застроенный микрорайон (застроить). Микрорайон застроен.

Хорошо настоянный чай (настоять). Чай хорошо настоян.

Рассеянные ветром тучи (рассеять). Тучи рассеяны ветром.

Обратим внимание учеников на то, что в кратких страдательных причастиях пишется одна буква н. Подробнее этот вопрос рассмот­ рим на следующем уроке.

Домашнее задание

§20.

Упражнение 112.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь