Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени
Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоя щего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.
Методические приемы: беседа по вопросам, работа с табли цей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.
Вопросы:
Что такое страдательные причастия?
От основ каких глаголов образуются страдательные причас тия настоящего времени?
Что такое переходные глаголы?
Какие глаголы относятся к несовершенному виду?
С помощью каких суффиксов образуются страдательные при частия настоящего времени?
От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?
Глаголы (переход ные несовершен ного вида) |
Спряжения |
Суффиксы страда тельных причастий настоящего времени |
Примеры |
– Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме стра дательных причастий настоящего времени, зависит от спря жения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)
II . Выполнение упражнений
1. Упражнение 101.
Комментарий. Дополнительный вопрос:
– Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во
просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) –
множимом, снарядом (каким?) управляемым.)
Причастия, являющиеся специальными словами: намагничивае мый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).
Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й – четные).
Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимо проверкой.
4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).
Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по
вариантам (1-й вариант – упражнение 104,2-й – упражнение 105).
III . Словарная и орфоэпическая работа
Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.
Отметим, что встречается это слово преимущественно в пись менной речи, в произведениях художественного стиля.
Домашнее задание
1.§ 18 (с. 48-49).
Упражнение 106: письменно.
Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту); записать предложения с Прямой речью.