Урок № 33. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ – СКАЗУЕМЫМ. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
732
информатика

Урок № 33. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ – СКАЗУЕМЫМ. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим; дать пред­ ставление об определенно-личных предложениях; сформировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.

I . Повторение сведений о предложении в форме фронтального опроса.

Учащиеся отвечают на вопросы:

В чем состоит главное отличие предложения от словосочетания?

Что называется грамматической основой предложения?

Какие предложения бывают по цели высказывания, интонации?

На какие группы делятся предложения по количеству граммати­ ческих основ?

На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?

II . Закрепление изученного. Выполнение заданий для закрепления
понятия об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым и
главным членом – подлежащим.

Упр. 181.

Рассказать об односоставных и двусоставных предложениях, ис­ пользуя предложенные схемы:


3. Контроль. Найти основы, определить тип предложения по харак­теру основы.

Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь.

А. Пушкин III . Новый материал.

I вариант объяснения

Понятие об определенно-личных предложениях можно ввести, вы­полняя упражнение 182 с последующим чтением § 21, а также возможно создать проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация создается с помощью вопроса- задания:

1. Перед нами термин «Определенно-личное предложение». Какую
информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?

В случаях затруднения учащихся задание конкретизируется:

Какое лицо (ответ в термине) совершает действие в этих предло­жениях? {Определенное.)

Поскольку в таких предложениях’нет подлежащего, как можно увидеть (определить) это лицо? (По сказуемому, точнее по окончанию ска­зуемого – глагола.)

4. Окончания каких глаголов указывают на определенное лицо?
Для ответов на этот вопрос обращаем внимание учащихся на запись

на доске:

1-е лицо: я верЮ, мы верИМ. 2-е лицо: ты верИШЬ, вы верИТЕ. 3-е лицо: он (она) верИТ, они верЯТ.

Вывод: на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов 1-го и 2-го лица.

Затем учащиеся формулируют ответ на в о п р о с «Какие же одно­
составные предложения с главным членом – сказуемым называются опре­
деленно-личными?». *

II вариант объяснения

Понятие об определенно-личных предложениях можно ввести также в форме исследования.

Учащиеся читают § 21 и делают вывод о том, какие предложения относятся к определенно-личным.

Из данной группы предложений выбирают те, что являются опре­ деленно-личными, обосновывая свой вывод. Образец: Желаю вам успе­ хов. Это предложение определенно-личное, так как легко подразумевается

лицЬ (я – 1-е) и нет необходимости его указывать- об этом свидетельству­ет личное окончание глагола (желаю).

1. Мойте руки перед едой. 2. В мае завершили строительство ново­го кинотеатра. 3. Любовью дорожить умейте (С. Щипачев). 4. Бумагу изготовляют из древесины ели или сосны. 5. После уроков всем классом идем в кино. 6. Почему не зашел за нами по пути? 7. Приветствую тебя, пустынный уголок (А. С. Пушкин). 8. Сохрани, немеркнущая память, этих дней великих голоса (С. А. Есенин).

IV . Закрепление изученного. Упражнения.

1. Вспомните определение синонима. Объясните, почему данные па­ ры предложений являются синтаксическими синонимами, то есть докажи­те, что они обозначают одно и то же, но по-разному.

Мы идем по росистому лугу. – Идем по росистому лугу. 2. Я вы­полню свое обещание. – Выполню свое обещание. 3. Ты играешь в город­ки? – Играешь в городки?

Указать сказуемое и обращения в односоставных определенно-личных предложениях. Объяснить знаки препинания.

1. Шумим, братец, шумим… (А. Грибоедов). 2. Постоим еще, Гриша (Н. Некрасов). 3. Ну, солдат, поедем со мной (А. Твардовский). 4. Взвейтесь кострами, синие ночи! (А. Жаров). 5. Пой, моя хорошая (А. Жаров). 6. Орленок, орленок, взлети выше солнца и степи с высот ог­ляди! (Шведов).

Какие предложения по цели высказывания вы видите?

V . Тренировочные упражнения. Упр. 183, 184.

VI . Задание на дом:
§21, упр. 186.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 33(2 класс)
Следующая статьяУрок № 36

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь