Урок 33 А. ГРИН. СЛОВО О СКАЗОЧНИКЕ. «АЛЫЕ ПАРУСА»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; ввести в мир художника; воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление ее достигать.
Ход урока
Тренируйте воображение
И лелейте мечты.
А. Грин
I. Организация урока. Постановка целей.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы прикоснемся к мечте, к сказке… Потому что на нашем уроке нам предстоит встретиться с писателем, которого порой так и называют: «Великий сказочник».
Его имя Александр Грин. Точнее, имя это – тоже выдумка, псевдоним, потому что настоящая фамилия писателя Гриневский.
Что же это за человек? Чем любовался он? К чему стремился в своей жизни? Может, спросим его самого?
Учитель знакомит учащихся с высказываниями А. Грина.
1) «Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин. «Автобиографическая повесть»).
2) «Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами» (А. Грин).
Современники называли Грина по-разному: мечтателем, добрым волшебником, Дон Кихотом нашего времени. Какую жизнь прожил человек, оставивший о себе такую светлую память? Об этом расскажут ученики, изучившие биографию писателя.
Сообщение учащихся о жизни А. Грина.
III. Знакомство и выявление первого восприятия повести «Алые паруса».
Учитель. Среди многочисленных произведений и воспоминаний об А. Грине особое место занимают воспоминания К. Паустовского. Именно ему принадлежит мысль, с которой мне хочется вас познакомить.
«Если бы Грин умер, оставив только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и того было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
Учитель. Сегодня, знакомясь с творчеством А. Грина, мы не можем не прикоснуться к сказке, созданной писателем. Итак, «Алые паруса»…
Вопросы на выявление восприятия текста.
– Кому из героев принадлежат эти слова?
– Какое чудо совершил Грэй?
– Все ли способны делать подобные чудеса? (Грэй говорит матросам: «…Как и большинство, вы слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не слышите».)
– Каким должен быть человек, который умеет делать чудеса? («Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе».)
– Почему один из матросов называет Грэя «настоящим, но необычным» капитаном?
– Что общего между Грэем и Ассоль?
– О чем эта повесть? (О том, что надо уметь мечтать и стремиться к мечте.
Обратиться к эпиграфу.
Учитель. Вы просто молодцы: внимательные и чуткие читатели. Думаю, вам удастся разгадать тайну писательского мастерства, благодаря которой А. Грин околдовал своим произведением не только детей, но и взрослых. Дома каждый из вас попытался разгадать тайну художественного мастерства Грина. Пришло время поделиться своими находками.
IV. Отчет творческих групп.
Предварительно учащиеся разделились на группы, каждой из которых были предложены вопросы:
1. Пейзажисты (найти в тексте повести пейзажные зарисовки и выяснить, какова их смысловая нагрузка).
2. Символисты (выявить символы (символические детали, присутствующие в повести).
3. Портретисты (отобрать материал, характеризующий героев (внешний и внутренний портреты).
4. Психологи (создать «лестницу мысли», позволяющую проследить, как изменяется внутреннее состояние героев).
5. Философы (выписать из текста жизненные мудрости, которые могут (должны) стать правилами для человека).
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям…».