Цель: сформировать у учащихся представление о признаках и условиях протекания
химических реакций, отличии их от физических явлений, об экзо- и
эндотермических реакциях.
Оборудование: кусочек мела, раствор НСl, Mg, Fe и S ( в порошке), спиртовка,
пробирки, хлорид железа (III), роданид калия.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте текст, комментируя выделенные понятия. Перескажите его друг
другу.
Вещество.
Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом. Часто приходится сталкиваться со смесями. Смеси бывают однородными и неоднородными. Чистые вещества, на которые можно разделить смеси, бывают двух типов: сложные и простые вещества. Для разделения смесей применяют: отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание, дистилляцию, хроматографию. Каждое вещество обладает присущей только ему совокупностью свойств. Состав веществ выражается формулами, которые составляют в соответствии со степенью окисления атомов, входящих в состав вещества. По формуле вещества можно рассчитать его относительную молекулярную массу. Важная количественная характеристика вещества – количество вещества. Единица количества вещества – моль.
II. Изучение нового материала.
Посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос:
– На каком рисунке изображено физическое явление, а на каком –
химическое?
1) 2) Кислород
Вода Вода (пар) Вода Водород
– Почему вы так решили?
– Давайте вспомним опыты, которые мы с вами уже проводили, и выясним
признаки химических реакций.
1)
2)
3)
4)
Демонстрация опытов.
Образование Fe(NCS) 3 .
Взаимодействие мела с НСl.
Взаимодействие магния с соляной кислотой.
Взаимодействие железа и серы.
– Каковы же условия течения химических реакций?
1)
2)
3)
4)
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими
(экзо- «наружу»); а протекающие с поглощением теплоты – эндотермическими
(эндо- «внутрь»).
III. Закрепление.
а) Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.89, упр.5, 7, 8).
б) Прочитайте текст, комментируя выделенные понятия.
Перескажите его друг другу.
Химическая реакция
В природе происходят физические и химические явления. Химические
реакции сопровождаются определенными признаками. Для протекания
реакции необходимы условия.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: §26; стр.95 – 96, упр.1 – 6.