Урок 33/2. Химические явления

0
505
страны мира

Цель: сформировать у учащихся представление о признаках и условиях протекания

химических реакций, отличии их от физических явлений, об экзо- и

эндотермических реакциях.

Оборудование: кусочек мела, раствор НСl, Mg, Fe и S ( в порошке), спиртовка,

пробирки, хлорид железа (III), роданид калия.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте текст, комментируя выделенные понятия. Перескажите его друг

другу.

Вещество.

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом. Часто приходится сталкиваться со смесями. Смеси бывают однородными и неоднородными. Чистые вещества, на которые можно разделить смеси, бывают двух типов: сложные и простые вещества. Для разделения смесей применяют: отстаивание, фильтрование, действие магнитом, выпаривание, дистилляцию, хроматографию. Каждое вещество обладает присущей только ему совокупностью свойств. Состав веществ выражается формулами, которые составляют в соответствии со степенью окисления атомов, входящих в состав вещества. По формуле вещества можно рассчитать его относительную молекулярную массу. Важная количественная характеристика вещества – количество вещества. Единица количества вещества – моль.

II. Изучение нового материала.

Посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос:

– На каком рисунке изображено физическое явление, а на каком –

химическое?

1) 2) Кислород

Вода Вода (пар) Вода Водород

– Почему вы так решили?

– Давайте вспомним опыты, которые мы с вами уже проводили, и выясним

признаки химических реакций.

1)

2)

3)

4)

Демонстрация опытов.

Образование Fe(NCS) 3 .

Взаимодействие мела с НСl.

Взаимодействие магния с соляной кислотой.

Взаимодействие железа и серы.

– Каковы же условия течения химических реакций?

1)

2)

3)

4)

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими

(экзо- «наружу»); а протекающие с поглощением теплоты – эндотермическими

(эндо- «внутрь»).

III. Закрепление.

а) Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.89, упр.5, 7, 8).

б) Прочитайте текст, комментируя выделенные понятия.

Перескажите его друг другу.

Химическая реакция

В природе происходят физические и химические явления. Химические

реакции сопровождаются определенными признаками. Для протекания

реакции необходимы условия.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: §26; стр.95 – 96, упр.1 – 6.