Урок 32 Тема: Полна чудес природа Казахстана

0
336

Цели урока:

ознакомление учащихся с природой родного Казахстана, с жемчужинами родного края;

привитие детям заботливого и бережного отношения к Матушке-Природе своей Родины;

формирование у ребенка чувства гордости и восхищения за свое Отечество, за его добрый и благостный свет.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, работа с книгой, практическая работа, мгновенная рефлексия.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощни­ ца», конверты с заданиями, цветные карандаши, краски, аудиокассета с музыкальным фрагментом, клубок шерстяных ниток.

Ход урока

1. Круг радости

Дети, давайте встанем в наш замечательный круг. Давайте поздороваемся. А поздороваемся мы необычно. Мы споем с вами заздравную песню.

Что любится, чем дышится,

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится,

А мы споем о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжёлое – забудется,

Хорошее – останется.

Что с Родиною сбудется,

То и с народом станется.

С её лугами, нивами,

С её лесами-чащами

Была б она счастливою, —

А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней ни пройдено, —

Усталыми не скажемся.

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся!

2. Минутка тишины

Звучит спокойная музыка.

Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Пред­ ставьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Ма тушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозра чной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и ч истые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величест венные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величе ственен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упира ется в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Ма тушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит н ам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, з аботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природушки.

Учитель замолкает. Музыкальный отрывок ставится чуть-чуть погромче (1 мин.). Затем учитель выключает музыку и просит ребят открыть глаза.

3. Поговорим

Сегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, о природе нашего любимого Казахстана, о его чудесах, которые украшают нашу страну.

Как вы думаете, что такое «чудеса природы»?

Расскажите, какие чудеса природы Казахстана вы знаете, видели? (Ответы детей).

Правильно ребята! Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска…Богата земля наша золотом, железом, углем, нефтью и газом. У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк… И каких только чудес природы у нас нет.

4. Обратимся к учебнику

Наша Азбука тоже спешит нам рассказать о чудесах природы нашей Родины. Откройте ее страничку. Рассмотрите рисунки. О каких чудесах Казахстана вы узнали? (Ответы детей).

Ребята! А вы знаете, есть у нашей страны еще одно знатное чудо природы – это наше Семиречье. На казахском языке – Жетысу. Название говорит само за себя. Семиречье – это семь рек: Или, Каратал, Аксу, Коксу, Тентек, Лепсы, Аягуз. Они все вместе вливаются в озеро Балхаш. В народе считают, что Семиречье – это жемчужина Казахстана.

Ребята! Много написано писателями и поэтами о Семиречье. Существует также в нашем народе интересная легенда, которая передается из поколения в поколение. Послушайте и вы ее ребята.

У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи – богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными её красоты.

Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов.

– Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! – объявил волшебник.

Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и си­лой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья.

Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Или по­любила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов.

Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов.

Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-джигита.

Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Ка­ратал и предложил:

– Если любишь меня – бежим!

Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала.

Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.

Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро.

С тех пор оно стало называться его именем – Балхаш. Или и Каратала волшебник превратил в бурные реки, впадающие в это озеро.

Много веков бурлят и волнуют они, напрасно пытаясь слиться воедино.

Понравилась ли вам легенда? О чем она?

Что вы поняли из этой легенды? (Ответы детей).

5. Игра «Угадайка»

Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай­ ка». Для этого нам нужно поделиться на группы.

Учитель/-ница делит детей на две группы.

Сейчас я вам раздам конвертики с заданиями. В этих заданиях говорится о чудесах природы Казахстана. Ваша задача, дети, заключается в том, чтобы собрать из слов связанное предложение; отгадать, о чем идет речь в этом предложении?

Задание 1. Соленое, озеро, горное, Казахстана, самое.

(Самое соленое горное озеро Казахстана. Ответ: Тузколь).

Задание 2. Половина, одна, озера, соленая, пресная, поло­ вина, другая.

(Одна половина озера соленая, другая пресная. Ответ: озеро Балхаш).

Если дети затрудняются, то учитель рекомендуется задать допол­ нительные (наводящие) вопросы. Например:

Задание 1. Название это­ го озера с казахского языка переводится, как «соль» и «озеро».

Зада­ние 2. Местность, в которой находится это озеро, носит одноименное название. (На карте это озеро изображено двумя цветами).

После того, как задание будет выполнено, учитель/-ница рассказывает об этих чудесных уголках природы Казахстана.

1. Самое соленое горное озеро в Казахстане – Тузколь расположено на востоке Алматинской области в горном обрамлении Кегенской впадины. Его соленость переменчива по сезонам года и от года к году, но установлено, что она может достигать 236 г/л. Соленость Тузколя почти такая же, как в Мертвом море в Израиле или Большом Соленом озере в США. Тузколь называют еще казахстанским Мертвым морем. С озера Тузколь открывается величественная панорама вершин Цен­ трального Тянь-Шаня, среди них самая высокая точка Казахстана – пик Хан-Тенгри (6995).

2. Балхаш – озеро, расположенное в Балхашско-Алакольской низ­ менности. В старину его называли Атырау кол и Коктениз (Синее мо­ ре). Глубина в некоторых местах достигает 26 м. ширина варьирует от 17 до 22 км. Берега изрезанные, с множеством маленьких заливов. По­ луостров Сарыесик разделяет озеро на две части. Западная часть, бо­ лее пресная, чем восточная, питается водами р. Или, тогда как восточ­ ная – Аксу, Каратал и Лепсы. Водная поверхность замерзает прибли­ зительно в ноябре, а в апреле обычно начинается паводок.

В основном озеро используется для рыболовного хозяйства. Рядом расположен город с одноименным названием, который был основан в 1937 г. Относится к Карагадинской области.

6. Творим в тетради

А сейчас ребята, я прошу открыть страничку тетради «Моя помощница». Представьте себе, что вы – великие художники. Вам предстоит нарисовать в цвете свои чувства, которые вы испытываете к Матушке-Природе. Прочитайте и выполните Задание 1.

Дорогие ребята! А вы знаете, как рождаются удивительные картины художников? (Ответы детей).

У художников прекрасное воображение. Чтобы лучше нарисовать, вы можно закрыть глаза и представить чудеса природы Казахстана. И вы уви­дите, до чего прекрасен и разнообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зелёная ель… Запахи трав и цветов… Звон голосов птиц и шелест листвы… Сколько всего красивого, волшебного, необычного дарит нам Матушка-Природа.

У поэта Т.Белозерова есть прекрасное стихотворение «Чудо». Давайте послушаем его.

Ребята, также нужно сидеть очень тихо, не разговаривать, а слушать то, что внутри тебя, то, что тебе хочется нарисовать. Очень важно слушать, что вам подсказывает ваше сердце. (Дети творят в тетради).

Задания такого вида направлены на развитие воображения, креативности мышления, творческой свободы, самовыражения. При выполнении таких заданий учитель не должен давать детям установок, как рисовать и что рисовать.

7. Выставка рисунков

Молодцы ребята! Какие у вас получились интересные и прекрасные работы. Ну, просто настоящие художественные шедевры! А теперь давайте выставим наши рисунки на общее обозрение. Положите тетрадочки на парты. Сделаем своего рода галерею, как у настоящих художников. (Дети ходят по классу, рассматривают рисунки. Общаются, делятся своими впечатлениями. Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, почему они выбрали именно эти краски).

Понравились ли вам рисунки друг друга?

Чьи рисунки понравились больше? Почему? (Ответы детей).

Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши чудные творения. Если бы вы не были внимательны и наблюдательны, то такие картинки не родились бы сегодня на нашем уроке.

Действительно, природа полна чудес, надо лишь повнимательней при глядеться к ней, и тогда даже в маленькой травинке, в крошечной бу кашке можно увидеть что-то необыкновенное, загадочное и чудесное.

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

8. Творим в тетради

Ребята! Я предлагаю, вновь вернутся к нашей тетрадочке, и выполнить следующее интересное задание. (Задание 2). Вам необ­ходимо расписать «Дерево познания». На его корнях написать о том, что вы знали о Матушке-Природе, на стволе, что вы узнали нового и занима­ тельного о природе родной страны и какие чувства пробудили в вас эти знания. На ветвях и листьях напишите о том, что бы вы еще хотели узнать о чудесах природы родного Казахстана.

Молодцы, ребята! Какие у вас получились сильные, здоровые и плодовитые деревья. Из ваших рисунков сложился целый «Сад познания». Ну, просто настоящие художники!

9. Домашнее задание

В учебнике «Азбука Самопознания» выучите стихотворение «Мы спросили…»

10. Круг «От сердца к сердцу»

Я приглашаю вас в круг. Возьмем в свои руки наш волшебный клубок. Передавая этот клубок из рук в руки, выскажем свои добрые пожелания Матушке-Природе.

Дети, пе­редавая клубок друг другу, говорят свои пожелания природе. Например: «Ма тушка-Природа, желаю тебе всегда процветать и радовать нас» и т.д.

Дети! Любите свою страну – Республику Казахстан. Любите Матушку-Природу. Учитесь необычному искусству – в самом не заметном и необычном явлении природы увидеть маленькое чудо, ма ленькое волшебство. Распахните свое сердечко Матушке- Природе, ведь она ваше достояние.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь