Урок 32. Сущность и организация государства

0
140
биология

Цели: ознакомить с сущностью государства, его признаками, классификацией современных государств; формировать культуру диалога.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Государство: сущность, признаки.

2. Правовое государство.

3. Классификация современных государств.

II. Проверка домашнего задания

Домашнее задание можно проверить с помощью индивидуального опроса. На доске нарисовать схему типов власти и подготовить характеристику одного из них (по выбору ученика).

Учащиеся выполняют задания 1-5 на с. 127 учебника Кравченко.

III. Изучение нового материала

1. Государство: сущность, признаки

– Прочитайте материал учебника на с. 128-129.

– Что такое государство? (Государство — это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.)

– Перечислите признаки государства. (Признаки государства: деление населения по территории, публичная власть, определяющая административно-функциональную структуру отношений, государственный суверенитет, ряд монопольных прав, налогообложение, денежно-кредитная политика, ряд обязательств, обеспечение внешней безопасности, гарантии защищенности внутри государства.)

Спорным остается вопрос о том, как государство использует власть и взаимодействует с обществом.

Сторонники парадигмы конфликта утверждают, что государство является орудием насилия, сдерживания конфликта между общественными классами и социальными группами, между которыми неравномерно распределяются основные ресурсы общества.

Марксистская парадигма рассматривает конфликт в форме борьбы классов, а государство как орудие экономически господствующего класса, т. е. государство защищает интересы этого класса.

Функционалистская парадигма опирается на новое отношение между обществом и государством, сформировавшееся в XIX в. Государство обособляется от экономики и от членов экономически господствующего класса, сохраняя за собой лишь ряд необходимых для общественного воспроизводства функций, например, координацию усилий всех политических групп для достижения общих целей.

Основные функции государства:

• обеспечение правопорядка и безопасности;

• регулирование социальных отношений;

• распределение ценностей в обществе;

• обеспечение национальной безопасности и защиты национальных интересов.

2. Правовое государство

Правовое государство имеет следующие признаки:

• верховенство закона;

• широкий спектр прав и свобод;

• взаимная ответственность личности и государства;

• реальный принцип разделения властей.

Государство становится правовым, если правление осуществляет группа лиц с особыми качествами, позволяющими доминировать в государстве и осуществлять свои действия по руководству обществом с опорой только на право. Именно так определяет современная политология сущность правового государства. Действующая Конституция Российской Федерации характеризует РФ как правовое государство.

Учитель обращается к учащимся с просьбой высказать свое суждение по этому поводу и руководит мини-дискуссией.

3. Классификация современных государств

В зависимости от формы правления (совокупности способов и методов организации и осуществления власти) выделяют монархию и республику.

(Материал учащимся известен, и при наличии времени можно провести беседу для актуализации знаний. В противном случае можно только напомнить сущность и разновидности каждой формы правления.)

Другим критерием для классификации государств является административно-территориальное устройство.

– Прочитайте текст учебника на с. 129-133. Выпишите признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.

(После окончания работы в ходе обсуждения корректируются записи в тетради.)

IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы 3,4 и выполняют практикумы 1 и 2 на с. 134 учебника.

Домашнее задание

Выучите § 17 (учебник Кравченко).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь