Цели: ознакомить с сущностью государства, его признаками, классификацией современных государств; формировать культуру диалога.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Государство: сущность, признаки.
2. Правовое государство.
3. Классификация современных государств.
II. Проверка домашнего задания
Домашнее задание можно проверить с помощью индивидуального опроса. На доске нарисовать схему типов власти и подготовить характеристику одного из них (по выбору ученика).
Учащиеся выполняют задания 1-5 на с. 127 учебника Кравченко.
III. Изучение нового материала
1. Государство: сущность, признаки
– Прочитайте материал учебника на с. 128-129.
– Что такое государство? (Государство — это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.)
– Перечислите признаки государства. (Признаки государства: деление населения по территории, публичная власть, определяющая административно-функциональную структуру отношений, государственный суверенитет, ряд монопольных прав, налогообложение, денежно-кредитная политика, ряд обязательств, обеспечение внешней безопасности, гарантии защищенности внутри государства.)
Спорным остается вопрос о том, как государство использует власть и взаимодействует с обществом.
Сторонники парадигмы конфликта утверждают, что государство является орудием насилия, сдерживания конфликта между общественными классами и социальными группами, между которыми неравномерно распределяются основные ресурсы общества.
Марксистская парадигма рассматривает конфликт в форме борьбы классов, а государство как орудие экономически господствующего класса, т. е. государство защищает интересы этого класса.
Функционалистская парадигма опирается на новое отношение между обществом и государством, сформировавшееся в XIX в. Государство обособляется от экономики и от членов экономически господствующего класса, сохраняя за собой лишь ряд необходимых для общественного воспроизводства функций, например, координацию усилий всех политических групп для достижения общих целей.
Основные функции государства:
• обеспечение правопорядка и безопасности;
• регулирование социальных отношений;
• распределение ценностей в обществе;
• обеспечение национальной безопасности и защиты национальных интересов.
2. Правовое государство
Правовое государство имеет следующие признаки:
• верховенство закона;
• широкий спектр прав и свобод;
• взаимная ответственность личности и государства;
• реальный принцип разделения властей.
Государство становится правовым, если правление осуществляет группа лиц с особыми качествами, позволяющими доминировать в государстве и осуществлять свои действия по руководству обществом с опорой только на право. Именно так определяет современная политология сущность правового государства. Действующая Конституция Российской Федерации характеризует РФ как правовое государство.
Учитель обращается к учащимся с просьбой высказать свое суждение по этому поводу и руководит мини-дискуссией.
3. Классификация современных государств
В зависимости от формы правления (совокупности способов и методов организации и осуществления власти) выделяют монархию и республику.
(Материал учащимся известен, и при наличии времени можно провести беседу для актуализации знаний. В противном случае можно только напомнить сущность и разновидности каждой формы правления.)
Другим критерием для классификации государств является административно-территориальное устройство.
– Прочитайте текст учебника на с. 129-133. Выпишите признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.
(После окончания работы в ходе обсуждения корректируются записи в тетради.)
IV. Закрепление изученного материала
Учащиеся отвечают на вопросы 3,4 и выполняют практикумы 1 и 2 на с. 134 учебника.
Домашнее задание
Выучите § 17 (учебник Кравченко).