Урок 32. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

0
553
литература

Цели: закрепление навыков действий над обыкновенными дробями; повышение вычислительной культуры; повторение правил сравнения, сокращения дробей; развитие логического мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы и самопроверки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Выполните действия:

2. Сравните дроби:

3. а) Трактор вспахал поле за 7 дней.

— Какую часть поля он вспахал за один день?

— Какую часть поля он вспахал за три дня?

б) Рабочий может выполнить задание за 12 дней.

— Какую часть задания выполнит рабочий за 5 дней?

4. Врач прописал 5 уколов. Через полчаса – по уколу. Через сколько часов после первого укола будет сделан последний укол? (Через 2 ч.)

5. В семье трое братьев и каждый следующий брат младше предыдущего в два раза. Вместе всем братьям 21 год. Сколько лет каждому? (x + 2х + 4х = 21, х = 3.)

III. Индивидуальная работа

1 карточка

1. Сравните дроби:

2. Сравните дроби:

2 карточка

1. Сравните дроби:

2. Сравните дроби:

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня мы продолжим складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, решать задачи, находить значения выражений.

V. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа.

— Запишите в виде десятичной дроби:

— Запишите в виде обыкновенной дроби: 0,2; 0,7; 0,25; 0,5; 0,26.

2. Работа над новой темой.

— Найдите значение выражения:

— В каком случае лучше перевести обыкновенные дроби в десятичные, а в каком наоборот?

— Сформулируйте правило сложения десятичных и обыкновенных дробей.

VI. Закрепление изученного материала

1. № 322 стр. 52 (у доски и в тетрадях).

(Ответ: )

2. № 328 (а, б) стр. 53.

— Как называются числа при сложении?

— Как называются числа при вычитании

— Как найти неизвестное слагаемое?

— Как найти неизвестное вычитаемое?

Решение:

(Ответ: )

VII. Самостоятельная работа

Учащимися по заготовленным учителем на доске ответам проверяется правильность выполнения работы, исправляются ошибки, выставляется самооценка. Результаты демонстрируются с помощью сигнальных карточек. (Зеленая — отлично, синяя — хорошо, красная — нужна помощь, много ошибок.)

Вариант I

№ 319 (ж—и), 321 (к—м) стр. 52, № 323 (а) стр. 53.

Вариант II

№ 319 (к—м), 321 (ж—и) стр. 52, № 323 (б) стр. 53.

VIII. Физкультминутка

Учитель просит – надо встать (встали).

Когда он сесть позволит — сядь (сели).

Ответить хочешь — не шуми (руки на парте),

А лучше руку подними (поставили на локоть правую руку).

Выполнить комплекс упражнений для глаз.

IX. Работа над задачей

№ 344 стр. 55 (после разбора самостоятельно записать решение).

— Прочитайте задачу.

— Что примем за единицу? (Все поле.)

— Что известно про 1 комбайн?

— Что можно узнать про него? (Какую часть поля он убрал за один день.)

— Как это найти? (Надо целое, или 1, разделить на 6 дней.)

— Что известно про 2 комбайн?

— Что можно узнать про него? (Какую часть поля он убрал за один день.)

— Как это найти? (Надо целое, или 1, разделить на 4 дня.)

— Как узнать, какую часть поля оба комбайна уберут за один день? (Сложить получившиеся части.)

— Запишите решение, поставив вопрос к каждому действию.

Решение:

Пусть 1 – все поле.

1) Какую часть поля 1 комбайн убрал за один день?

(часть).

2) Какую часть поля 2 комбайн убрал за один день?

(часть).

3) Какую часть поля оба комбайна уберут за один день?

(части)

(Ответ: 5/12 части.)

X. Закрепление изученного материала

№ 354 стр. 56.

— Представьте единицу в виде дроби:

— Представьте 3 как 2 и еще 1, так как знаменатель дроби равен 4, то следовательно

(Ответ: )

XI. Подведение итогов урока

— Расскажите, как складывать и вычитать десятичные и обыкновенные дроби.

Домашнее задание

№ 360 (и—п) стр. 57; № 364 стр. 58; № 373 (а) стр. 59.