Урок 32 РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

0
813
информатика

Урок 32 Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Цели: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века; продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Класс поделен на 7 групп, в каждой из которых – рассказ-«защита» своего поэта:

1-й ученик выразительно читает стихотворение;

2-й ученик готовит краткий рассказ по биографии поэта, отрывки из воспоминаний и высказывания критиков; «рисует» портрет поэта;

3-й ученик продумывает оформление, иллюстрирует стихотворение;

4-й ученик подбирает музыкальную часть.

Учитель сообщает тему и цель урока, предлагая провести пресс-конференцию.

1. Чтение стихотворения Е. А. Баратынского.

Звучит фрагмент из «Времен года» П. И. Чайковского («Апрель»). Подготовленный ученик читает стихотворение Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!».

«Корреспонденты» – учащиеся других групп – задают во-просы:

1) Кто же автор этого стихотворения?

2) Расскажите о нем, пожалуйста.

3) Что особенно восхищает Баратынского весной? Что подчеркивает он в картине наступившей весны?

4) Какими словами поэт передает движение и жизнь в это время года?

5) Какие художественные средства использовал поэт? (Олицетворения, эпитеты, метафоры.)

6) В каких строках Баратынский передает полное слияние с природой? Прокомментируйте свои рисунки.

2. Чтение стихотворения А. А. Фета.

В классе гаснет свет, в разных концах его зажигаются свечи-огоньки. Подготовленный ученик читает стихотворение Фета «Еще майская ночь» («Какая ночь! На всем какая нега!..»).

Группа «защитников» Фета задает вопросы:

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

– Сравните стихотворения Фета «Еще майская ночь» и Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!». Каким размером написаны стихотворения? Какова роль эпитетов и сравнений при описании весенней природы?

Вопросы «корреспондентов»:

– Как меняются картины природы в этом стихотворении? Какие художественные приемы использует автор для того, чтобы передать свое настроение?

– Расскажите об авторе этого стихотворения.

– Какое настроение вызвало это стихотворение у ваших художников?

Демонстрация рисунков учащихся.

– Какие еще стихи есть у Фета?

Подготовленные ученики читают стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» и «Опять незримые усилия…».

Вопросы «корреспондентов»:

– Какое чувство возникло у одинокого человека в осеннем лесу? Какие слова в стихотворении помогают ощутить это?

– Когда наступил перелом в стихотворении? Как вы понимаете выражение «Сладостен звон мне глашатая медного!»?

– Сколько строк в этом стихотворении и как рифмы связывают их? Как называется такая рифма?

3. Чтение стихотворения И. С. Никитина.

Вновь звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского (зимние месяцы). Подготовленный ученик читает «Встречу зимы» Никитина (в сокращении, без последнего четверостишья).

– Угадайте, о каком времени года идет речь в этом стихотворении?

Рассказ о Никитине подготовленного ученика.

Вопросы «корреспондентов»:

– Какие художественные приемы использует поэт, передавая изменения картин природы?

– Меняется ли настроение, тон стихотворения, или он постоянен?

Демонстрация рисунков учащихся, их комментарии.

Учитель. Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, которые помогут представить описанное вами, а также почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному. Озаглавьте ваше сочинение (домашнее задание).

4. Чтение стихотворения Я. П. Полонского.

1-й ученик. По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

2-й ученик. Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

3-й ученик. Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась.

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

– Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

– Какую, по-вашему, роль играют глаголы в этом стихотворении? Выделите и произнесите их.

Демонстрация рисунков учащихся.

– Подберите строки из стихотворений к рисункам.

– Расскажите об авторе стихотворения.

5. Чтение стихотворений Ф. И. Тютчева.

Учитель. Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Снова приближается гроза… Но теперь мы наблюдаем за изменениями в природе глазами Федора Ивановича Тютчева.

Подготовленный ученик читает стихотворение до конца.

– Какими словами передает Тютчев изменения в природе?

– Найдите олицетворения. Какова их роль?

– А какой художественным прием использует поэт в стихотворении «Листья»?

Подготовленный ученик читает стихотворение «Листья».

– Какое настроение выражено в стихотворении?

6. Чтение стихотворения Д. С. Мережковского.

Учитель. Мы вновь и вновь перечитываем понравившиеся строчки…

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины: цветы и ручьи.

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий таинственный лес.

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

– О чем заставляет задуматься стихотворение Мережковского «Природа»? (С каждым годом человечество становится все сильнее и сильнее. Оно изобретает новые машины, которые делают нашу жизнь все стремительнее. При этом мы не успеваем задуматься над тем, что порой бездушно уничтожаем окружающую нас природу. Уничтожая природу, человек уничтожает себя.)

«Окаменение сердца – следствие болезни культуры, проклятия людей, слишком далеко отошедших от природы», – утверждал Д. С. Мережковский.

7. Чтение стихотворений А. Н. Майкова.

Учитель. Именно поэтому, завершая наш урок, я приглашаю вас вместе с Аполлоном Николаевичем Майковым в лес.

Последняя группа учащихся читает стихотворения Майкова «Осень» и «Пейзаж».

– Оба стихотворения описывают осень. Почему же они по-разному называются?

– О каких признаках осени говорит поэт в первом стихотворении? Можно ли по этим признакам нарисовать пейзаж?

Демонстрируются рисунки ребят.

– Каким образом поэт создает пейзаж во втором стихотворении? Какие признаки указывают на то, что это осенний пейзаж?

– Какие чувства (настроения) вызывают оба эти стихотворения?

– Кто из русских живописцев изобразил осень на своих полотнах?

8. Чтение стихотворения А. К. Толстого.

– О чем это произведение? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?

II. Итоги урока.

Вновь звучит музыка из «Времен года» П. И Чайковского. Ученики читают понравившиеся стихи. Учитель подводит итоги урока.

Материал для учителя

Сведения о жизни Я. П. Полонского.

Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.

Писательская деятельность – шесть десятилетий. Впервые выступил в печати еще при жизни Лермонтова, а окончил свой творческий путь, когда писал А. Блок.

Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать на хлеб насущный. Но в душе он поэт. Его друзья – Аполлон Григорьев и Афанасий Фет. Среди товарищей Полонский слывет малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента.

Через год, в 1840 году, Я. П. Полонский впервые напечатался в журнале, в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.

Пять лет (с 1846 по 1851 год) работает в Тифлисе, в канцелярии наместника, и сотрудничает в редакции местной газеты.

Грузия стала для поэта источником новых тем и сюжетов.

К 1851 году Полонский поселился в Петербурге. Целых 4 десятилетия вел Полонский изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма. Вместе с тем он чутко прислушивался к тому, чем жила, о чем думала, на что надеялась передовая Россия.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.

На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи.

В чем особенности лучших стихов Полонского?

а) В глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме.

б) В его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.

Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.

Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.

Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

Основные темы поэзии А. А. Фета – природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Поэт воспринимает эту вселенную всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в ее описании. Глаз художника замечает в природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщены благоуханием ароматов цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки, качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Но этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь в его представлении – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Только искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

Поэт родился 23 мая 1821 года в Москве в семье академика живописи. Детские годы прошли в подмосковной усадьбе недалеко от Троице-Сергиевой лавры.

Его воспитатель в детстве – писатель И. А. Гончаров.

1837 год – поступление на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета в 1841 году поступил на службу в Московское казначейство.

Писать стихи начал с 15 лет, его призвание – живопись и поэзия.

В 1840 году в «Одесском альманахе» появились его первые стихи – «Сон» и «Картина вечера»; их высоко оценил Белинский.

1842 год – вышел первый сборник стихов. Белинский писал о нем: «Это большое приобретение для русской поэзии, важный факт в истории ее развития… Но жаль было бы, если бы только на этом остановился г. Майков. Антологические стихотворения, как бы они ни были хороши, – не более как пробный камень артистического элемента в поэзии».

1842–1844 гг. – жизнь за границей, изучение искусства в Италии и Франции, лекции в Сорбонне. Цикл стихов «Очерки Рима».

1844–1852 гг. – служба в должности помощника библиотекаря в Румянцевском музее.

С 1852 года в течение 44 лет – работа в Комитете иностранной цензуры. Сначала цензор, затем председатель Цензурного комитета.

Перевел «Слово о полку Игореве».

В поэзии Майкова – созерцательной, рассудочной – есть пушкинские поэтические принципы: а) точность и конкретность описаний; б) логическая ясность в развитии темы; в) простота образов и сравнений.

Пусть говорят: поэзия – мечта,

Горячка сердца, бред ничтожный,

Что мир ее есть мир пустой и ложный,

И бледный вымысл – красота.

* * *

Пусть так! Но в полдень листьев шепот

Так полон тайны, шум ручья

Так сладкозвучен, моря ропот

Глубокомыслен, солнце дня

С такой любовию приемлет

Пучина моря, лунный лик

Так сокровен, что сердце внемлет

Во всем таинственный язык;

И ты невольно сим явленьям

Даруешь жизни красоты,

И этим милым заблужденьям

И веришь, и не веришь ты!

А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.

Даже осень у поэта изображается в отблесках лучей солнца, в золоте листьев. Он – певец русского леса, сумевший передать его прохладу, гомон птиц. А. Н. Майков ввел в лирический пейзаж звуки, краски, запахи. Поэт создает картины идиллического, умиротворенного пейзажа.

А. К. Толстой (1817–1875 гг.).

Пейзажная лирика поэта окрашена или мотивом удали и широты («Колокольчики мои»), или радостью, восторгом («Громче жаворонка пенье…»). Лирического героя А. К. Толстого можно назвать «очарованным странником».

Позже в лирике поэта начинают преобладать элегические тона.

Основной прием А. К. Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни и любви.

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…».

Словарная работа:

Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть).

Лоза – длинный гибкий стебель ивы.

Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном.

Анализ стихотворения.

Это стихотворение-сценка. Лирический герой наблюдает за полетом стрекоз на берегу реки. Он слышит песню-призыв этих стрекоз. Песня убаюкивает героя, он уже не видит опасности; эта плавная мелодия – обман.

Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм.

В стихотворении поэт рисует образ русской природы. Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой.