Цели: познакомить с понятием «основная мысль текста»; формировать умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте свои тексты на тему «Дятел – полезная птица».
Дети читают и выясняют, раскрыта или нет тема текста.
III. Минутка чистописания.
– Я сейчас прочитаю стихи Е. Благининой, а вы определите, какую букву мы будем писать.
Учитель читает:
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Мы будем писать букву д, она встречается во всех словах.)
– Как вы думаете, какое название у этого стихотворения? Обоснуйте свой ответ. (Стихотворение называется «Дождик», потому что автор постоянно обращается к нему и просит его подождать, не дождить.)
дувд дувд …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Буква д начинает и заканчивает цепочку, внутри цепочки буквы, которые имеют элемент «петелька».)
IV. Определение основной мысли текста.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Упр. 112.)
– Объясните смысл пословиц и поговорок.
2. Работа над текстом «Шар в окошке».
– Как вы думаете, какая пословица или поговорка выражает основную мысль этого рассказа? (Друзья познаются в беде.)
V. Тема текста и заглавие. (Закрепление.)
На доске записано стихотворение В. Орлова.
У ежей подрос
Ежонок –
Замечательный
Ребёнок.
Но боятся мама
С папой
Малыша погладить
Лапой.
(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».)
– Прочитайте стихотворение и определите его тему.
– Какие слова помогли тебе это сделать?
– К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.
– Озаглавьте и спишите стихотворение. Подчеркните слова-синонимы.
– Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист отвечает:
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VI. Итог урока.
– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор.)
– Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, связь частей текста, связь предложений в каждой части.)
Домашнее задание. Упражнение 113.