Урок 32 «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»

0
726
футбол

Урок 32
«Маленькие трагедии»

Цели: рассказать о создании «Маленьких трагедий»; дать общее представление о содержании, героях; определить основные конфликты пьес; показать напряженную атмосферу описываемых Пушкиным ситуаций, сосредоточение на «судьбе человека» – глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической страстью – скупостью, завистью, чувственностью; определить позицию Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери («Моцарт и Сальери»).

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Маленькие трагедии» – чуда искусства, великие в целом и в частях.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

С сентября по ноябрь 1830 г. А. С. Пушкин провел в болдинском уединении. «Я в Болдине писал, как давно уже не писал» (Из письма А. С. Пушкина П. А. Плетневу). Поэт закончил последние главы «Евгения Онегина», создал множество стихов, «Повести Белкина», «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Маленькие трагедии». 23 октября 1830 г. был окончен «Скупой рыцарь», 26 октября, то есть через два дня, – «Моцарт и Сальери», через неделю, 4 ноября – «Каменный гость», а 6 ноября была завершена четвертая из маленьких трагедий – «Пир во время чумы».

Сюжетно-тематической основой трагедии послужили переживания поэта, его раздумья о современной жизни, о человеке, о добре и зле. Герои «маленьких трагедий» – люди выдающегося ума, огромной силы воли, больших страстей. Пушкин показал их в момент наивысшего напряжения духовных сил, то есть в кульминационных ситуациях, в завершающихся конфликтах.

II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.

1. Какие несовместимые черты уживаются в бароне Филиппе из «Скупого рыцаря»? (Скупость и рыцарство.)

2. Для чего барону нужны деньги? Каким образом он делает свои накопления? (Барон Филипп – зловещая фигура. Свои ничего не дающие ему накопления делает ценой человеческих «слез, крови и пота». Деньги для него не «оборотный капитал», а некое символическое средство сохранения пошатнувшегося положения рыцарства. Барон – безумец, мечтающий о безраздельном господстве над миром.)

3. Расскажите о главном герое из «Каменного гостя». (Дон Гуан – легендарный испанский соблазнитель, владеющий разнообразными способами обольщения. В его характере, как пишет Д. Д. Благой, «сочетание непосредственности и расчета, огня и холода, ветреной беспечности и искреннего чувства»[1].)

4. В чем пафос пьесы «Пир во время чумы»? («Пир во время чумы» – перевод Пушкиным фрагмента из поэмы английского поэта-романтика Джона Вильсона «Город чумы» (1816 г.). Пафос «Пира во время чумы» – торжество человеческого духа над смертью, хвала жизни, любви и мужеству.)

III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».

Можно прочитать по ролям заранее подготовленными учениками.

IV. Беседа по вопросам:

1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии?

2. Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев.

3. Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым?

4. Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.

В пьесе автор раскрывает не биографически достоверные, а художественно вымышленные биографии гениального музыканта Моцарта и талантливого Сальери, страстно любящего музыку и «себя в ней». Но вдохновение не часто приходит к Сальери, он безумно завидует Моцарту, считая несправедливым то, что гениальная музыка создается Моцартом – человеком, «праздным гулякой». Он злодейски убивает Моцарта, пытаясь оправдать это убийство якобы тем, что оно осуществляется им во имя «восстановления попранной справедливости, во имя спасения искусства». «Гений и злодейство две вещи несовместные». Образом гениального Моцарта, противопоставленного Сальери, утверждается несовместность гения, всегда человечного, гуманного, со злодейством.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение «Значение творчества А. С. Пушкина».

2. Выучить (наизусть) стихотворение современного поэта о Пушкине.