Цели: учить наблюдать живую природу с точки зрения трех мастеров; повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся у природы».
Оборудование: выставка детских работ, сделанных в течение учебного года; произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.
Ход урока
I. Постановка цели.
– Сегодня у нас необычный урок – экскурсия. Мы будем учиться наблюдать природу и окружающие нас предметы. Постарайтесь увидеть вокруг себя работу Братьев-Мастеров из сказки.
II. Экскурсия в городской парк.
– Мы пришли в парк. Рассмотрите все вокруг.
– Какие изображения предстали перед вами, что вы видите?
– Какой мастер здесь потрудился?
– Какие постройки видите в парке? Опишите их.
– Какой мастер постарался в изготовлении скульптуры, фонтана? (Мастер Постройки.)
– Как оформлен фонтан? (Орнамент по краю фонтана.)
– А какой мастер расписал детскую площадку, «сказочный городок»? (Мастер Украшения.)
– Какими элементами изобилует орнамент? (Изображением листьев, цветов, узоров.)
– Как называется такой орнамент? (Это орнамент растительный.)
– Как работали мастера? (Три брата неразлучны и трудятся вместе.)
– У кого учатся братья? (У природы.)
Вопросы для беседы на экскурсии.
– Посмотрите, как красиво вокруг! Назовите и опишите деревья, кустарники, цветы.
– Какие краски у весны, лета, осени?
– Обратите внимание на отдельно стоящее дерево. Что напоминает вам ее ветви?
– Как расположены елочки? (Они будто встали в хоровод.)
– Какие звуки мы слышим в природе?
– Назовите птиц, которых заметили в парке.
– Обратите внимание на небо, облака, воздух.
– Прочитайте известные вам стихотворения о природе и ее явлениях.
III. Итог урока.
– Что интересного увидели сегодня на экскурсии?
– Расскажите, что запомнилось больше всего.
– Какие картины захотелось вам нарисовать?
– Какие краски вы бы подобрали для картины? Почему?
– Как повлияла экскурсия на ваше настроение?
– Вспомните сказку о трех Братьях-Мастерах. Где вы увидели их работу?
– Чему вы учились сегодня? (Вглядываться в природу, видеть в обычном что-то особенное.)
– Нарисуйте дома рисунки о ваших впечатлениях об экскурсии.