Урок 32 ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

0
627

Эпиграф к уроку:

Широко поле для работающих над все тем, что может поднять человеческое счастье.

Томас Эдисон

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о необходимо­сти правильного выбора профессии.

Учащиеся должны знать, что:

1) чаще всего человек выбирает такой путь, который ему по­нятнее, доступнее, сулит больше благ;

2) человеку необходимо не просто участвовать во взаимодейст­вии с другими людьми, а проявлять себя как личность;

3) человеку присуща потребность быть личностью.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) выбор жизненного пути;

2) адаптация;

3) индивидуализация;

4) интеграция.

Учащиеся должны уметь:

1) высказывать собственное отношение к выбору профессии;

2) определять основные типы профессий;

3) объяснять суть процесса становления личности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Опрос.

1. Очень часто культуру определяют как «вторую природу». В этом определении подразумевается, что культура – это акт преодо­ления «первой природы», создание того, чего в ней не существова­ло. Но и многие животные способны создавать нечто, весьма напо­минающее «вторую природу». Муравьи воздвигают сложнейшие сооружения – муравейники. Ласточки вылепливают идеально при­способленные для своего существования гнезда.

Подумайте, почему же деятельность этих животных все-таки нельзя назвать созданием культуры, культурным творчеством?

Комментарий для учителя. В случае затруднения учащимся мож­но предложить выяснить ту степень свободы, с которой человек занимается куль­турным творчеством, а животные своей строительной деятельностью. Действия животных жестко обусловлены инстинктами, они создают только то, что изна­чально было заложено в них природой. Выйти за рамки этой естественной про­граммы они не в состоянии, животные выполняют лишь то, что от природы свой­ственно их виду. Культура же в первую очередь подразумевает свободный вид деятельности, активность, которая призвана преодолевать то, что человеку свой­ственно от природы.

2. Вы уже знаете, что в рамках определенной исторической эпохи существуют различные культуры, своего рода «культуры в культуре». Для определения специфической культуры какой-либо социальной или демографической группы ученые употребляют термин «субкультура». Субкультуры являются частью того массива культурной жизни, в котором они появились и существуют. Но при этом группа людей, принадлежащих одной субкультуре, достаточ­но замкнута, она совершенно четко различает «своих» и «чужих», для нее характерны свой мир ценностей, свой язык или жаргон, свои моральные нормы, свои стандарты поведения, свой юмор, своя среда общения, отличия в одежде и т. д. Все общество прони­зано сложнейшей системой субкультур. Субкультурными образо­ваниями можно считать и среду рокеров, и преступный мир, и раз­личные религиозные группировки, и фанатов определенных попу­лярных музыкантов, и ушедших в прошлое хиппи и панков и т. д.

Подумайте, какие субкультурные группы существуют в совре­менной России. Какие из них существуют довольно давно, а какие появились недавно? В чем причины их появления и разнообразия?

Как вы думаете, можно ли назвать субкультурой известные вам «массовую культуру», «элитарную культуру», «экранную культу­ру»? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Очень часто можно слышать мнение, что за низкий уровень массовой культуры всецело несут ответственность средства массо­вой информации, которые пичкают людей низкопробной культур­ной продукцией. Представители средств массовой информации так же часто на это отвечают, что они просто жестко следуют конъ­юнктуре рынка, что они выдают только то, что нравится людям, что пользуется наибольшим спросом. Получается, что низкий уро­вень массовой культуры формируют потребности самих же масс, что именно этот уровень соответствует их интересам и запросам.

Как вы считаете, к чему приводит абсолютизация рыночных отношений в сфере культуры? Всегда ли можно и нужно следовать за массовым спросом в этой сфере? Могут ли существовать разум­ные методы формирования «хорошего вкуса» у массового потреби­теля культуры и какова при этом должна быть роль государствен­ных институтов?

4. Австрийский психолог 3. Фрейд в несколько утрированной форме утверждал, что люди, во-первых, не имеют любви к труду, они косны и недальновидны, и, во-вторых, доводы разума бессиль­ны против их страстей, а потому институты культуры могут под­держиваться только известной мерой насилия. И в существующих условиях без принуждения к культурной работе нельзя обойтись так же, как и без господства культурного меньшинства над массами.

Возможно ли, на ваш взгляд, принуждение в области культур­ных потребностей? Если вы считаете, что оно возможно, то объяс­ните, какие формы такого принуждения могут иметь право на су­ществование. Как вы думаете, какие опасности могут существовать на пути «принуждения к культурной работе» при господстве куль­турного меньшинства над массами?

5. Русский философ Н. Бердяев, рассматривая процесс культур­ного творчества, говорил, что «человек попадает в рабство к куль­турным продуктам и ценностям. Человек превращает в идолы нау­ку и искусство, и это делает его рабом… За идеальными ценностя­ми в свое время стояли пророки и гении, творческое вдохновение и горение. Но когда пророкам и гениям поставлены памятники и их именами названы улицы, образуется охлажденная серединная культура, которая не терпит нового пророчества и новой гениаль­ности… Идолопоклонство перед культурой так же недопустимо, как и варварское отрицание».

Подумайте, о каких процессах в культуре говорит Н. Бердяев. Приведите примеры «идолопоклонства» и «варварства» по отно­шению к культуре.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Мы выбираем, нас выбирают.

2. За пределами профессии.

– Что мы можем выбирать? Запишите.

1. Слово учителя.

Особую остроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором профессии.

Исторически сложились две концепции профориентации, кото­рые А. Леон, французский психолог, назвал диагностической (сво­дит выбор индивидом профессии к определению его профессио­нальной пригодности) и воспитательной (направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение).

Рассматривая соотношение способностей и требований профес­сии, Климов Е. А. выделил 4 степени профессиональной пригодности:

1 – пригодность к данной профессии;

2 – годность к той или иной профессии или группе их;

3 – соответствие данной области деятельности;

4 – призвание к данной профессиональной области деятельности.

В раннем возрасте начинается формирование способностей к

деятельности. Важным условием развития способностей считается формирование настойчивости.

2. Психологический тест.

Оцените свой творческий потенциал, выбрав один из предло­женных вариантов ответов:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улуч­шен?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значитель­ных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значи­тельный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

а) да;

б) откуда у меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть настолько важ­ную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) да, наверняка;

б) очень маловероятно;

в) может быть.

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

а) конечно;

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом? Таким делом, в котором в данный момент вы не­компетентны, его абсолютно не знаете?

а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

б) нет;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытывае­те ли вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) что получится, то и хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

а) да;

б) нет, надо учиться самому основному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее не­реальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не пока­жет непреодолимость препятствий.

10. Профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребно­сти в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на мар­шруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет;

в) если место понравилось и запомнилось, то да.

12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?

а) да;

б) нет;

в) вспомню все, что мне интересно.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?

а) да;

б) нет;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

15. Вы занимаетесь, каким-то делом. Вы решаете прекратить его, только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны сделанным;

в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?

16. Когда вы один, вы:

а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о

ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где есть тишина.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов пока­жутся вам убедительными;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдви­гались;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слиш­ком сильным.

Теперь подсчитайте баллы.

За ответ а – начисляют 3 балла, 6 – 1 балл; в – 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенности в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточивать­ся. Эти показатели и есть качества творческого потенциала.

Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значи­тельный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей.

Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

Если вы набрали 24-47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Са­мый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обя­зательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуж­дения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чув­ства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

3. Слово учителя.

В ходе общения на протяжении жизненного пути человек фор­мируется как личность и проходит 3 фазы развития:

1- я ф аза – освоение норм и овладение приемами и средствами деятельности (фаза адаптации).

2- я фаза- человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности (фаза индивидуализации).

3- я ф аз а – человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других (фаза интеграции).

– Приведите примеры, как эти фазы помогают человеку стать личностью.

III. Закрепление.

1. Групповая работа.

1- я группа – составьте схему-модель выбора профессии. На­рисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте на­чальными буквами факторов, влияющих на выбор:

1 – позиция старших членов семьи (ПС);

2 – позиция товарищей (ПТ);

3 – позиция учителей (ПУ);

4 – личные профессиональные планы – главная цель, запасные варианты (ЛПП);

5 – способности (Сп);

6 – уровень притязаний на общественное призвание (УП);

7 – информированность (Инф)

8 – склонность или интересы (Скл).

2- я группа – определите, какой приоритет ценностей соот­ветствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».

3- я группа – запишите свои требования к будущей профес­сии. Обратите внимание на основные ошибки при выборе профес­сии, которые приводятся в учебнике на с. 166, задание 2.

2. Тестирование.

Как выбрать профессию?

Это один из самых трудных вопросов в жизни. От правильного его решении зависит очень многое. Может быть, этот тест поможет выбрать профессию? Существует пять типов профессий.

1. Если главный, ведущий предмет труда — это растения, жи­вотные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» – «человек- природа».

2. Если главный, ведущий предмет труда – технические систе­мы, вещественные объекты, материалы, виды энергии – это будет тип «Т» – «человек-техника».

3. Тип «3» – «человек-знак» – характеризуется такими веду­щими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естест­венные или искусственные языки.

4. Тип «X» – «человек-художественный образ» связан с усло­виями построения художественного образа.

5. «Ч!» – «человек- человек». Для этого типа профессии глав­ным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общ­ность людей.

Итак, начнем с того, что либо соглашаемся с пунктами про­граммы самооценки, либо не соглашаемся. Если соглашаемся, на­пиши карандашом знак «+», если нет – «-».

Программа самооценки




Пройдя все 30 пунктов, подсчитайте сумму в каждом из столб­цов. Самое большое число будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.

Домашнее задание: § 27.