Эпиграф к уроку:
Широко поле для работающих над все тем, что может поднять человеческое счастье.
Томас Эдисон
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о необходимости правильного выбора профессии.
Учащиеся должны знать, что:
1) чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ;
2) человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии с другими людьми, а проявлять себя как личность;
3) человеку присуща потребность быть личностью.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) выбор жизненного пути;
2) адаптация;
3) индивидуализация;
4) интеграция.
Учащиеся должны уметь:
1) высказывать собственное отношение к выбору профессии;
2) определять основные типы профессий;
3) объяснять суть процесса становления личности.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Очень часто культуру определяют как «вторую природу». В этом определении подразумевается, что культура – это акт преодоления «первой природы», создание того, чего в ней не существовало. Но и многие животные способны создавать нечто, весьма напоминающее «вторую природу». Муравьи воздвигают сложнейшие сооружения – муравейники. Ласточки вылепливают идеально приспособленные для своего существования гнезда.
Подумайте, почему же деятельность этих животных все-таки нельзя назвать созданием культуры, культурным творчеством?
Комментарий для учителя. В случае затруднения учащимся можно предложить выяснить ту степень свободы, с которой человек занимается культурным творчеством, а животные своей строительной деятельностью. Действия животных жестко обусловлены инстинктами, они создают только то, что изначально было заложено в них природой. Выйти за рамки этой естественной программы они не в состоянии, животные выполняют лишь то, что от природы свойственно их виду. Культура же в первую очередь подразумевает свободный вид деятельности, активность, которая призвана преодолевать то, что человеку свойственно от природы.
2. Вы уже знаете, что в рамках определенной исторической эпохи существуют различные культуры, своего рода «культуры в культуре». Для определения специфической культуры какой-либо социальной или демографической группы ученые употребляют термин «субкультура». Субкультуры являются частью того массива культурной жизни, в котором они появились и существуют. Но при этом группа людей, принадлежащих одной субкультуре, достаточно замкнута, она совершенно четко различает «своих» и «чужих», для нее характерны свой мир ценностей, свой язык или жаргон, свои моральные нормы, свои стандарты поведения, свой юмор, своя среда общения, отличия в одежде и т. д. Все общество пронизано сложнейшей системой субкультур. Субкультурными образованиями можно считать и среду рокеров, и преступный мир, и различные религиозные группировки, и фанатов определенных популярных музыкантов, и ушедших в прошлое хиппи и панков и т. д.
Подумайте, какие субкультурные группы существуют в современной России. Какие из них существуют довольно давно, а какие появились недавно? В чем причины их появления и разнообразия?
Как вы думаете, можно ли назвать субкультурой известные вам «массовую культуру», «элитарную культуру», «экранную культуру»? Свою точку зрения обоснуйте.
3. Очень часто можно слышать мнение, что за низкий уровень массовой культуры всецело несут ответственность средства массовой информации, которые пичкают людей низкопробной культурной продукцией. Представители средств массовой информации так же часто на это отвечают, что они просто жестко следуют конъюнктуре рынка, что они выдают только то, что нравится людям, что пользуется наибольшим спросом. Получается, что низкий уровень массовой культуры формируют потребности самих же масс, что именно этот уровень соответствует их интересам и запросам.
Как вы считаете, к чему приводит абсолютизация рыночных отношений в сфере культуры? Всегда ли можно и нужно следовать за массовым спросом в этой сфере? Могут ли существовать разумные методы формирования «хорошего вкуса» у массового потребителя культуры и какова при этом должна быть роль государственных институтов?
4. Австрийский психолог 3. Фрейд в несколько утрированной форме утверждал, что люди, во-первых, не имеют любви к труду, они косны и недальновидны, и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей, а потому институты культуры могут поддерживаться только известной мерой насилия. И в существующих условиях без принуждения к культурной работе нельзя обойтись так же, как и без господства культурного меньшинства над массами.
Возможно ли, на ваш взгляд, принуждение в области культурных потребностей? Если вы считаете, что оно возможно, то объясните, какие формы такого принуждения могут иметь право на существование. Как вы думаете, какие опасности могут существовать на пути «принуждения к культурной работе» при господстве культурного меньшинства над массами?
5. Русский философ Н. Бердяев, рассматривая процесс культурного творчества, говорил, что «человек попадает в рабство к культурным продуктам и ценностям. Человек превращает в идолы науку и искусство, и это делает его рабом… За идеальными ценностями в свое время стояли пророки и гении, творческое вдохновение и горение. Но когда пророкам и гениям поставлены памятники и их именами названы улицы, образуется охлажденная серединная культура, которая не терпит нового пророчества и новой гениальности… Идолопоклонство перед культурой так же недопустимо, как и варварское отрицание».
Подумайте, о каких процессах в культуре говорит Н. Бердяев. Приведите примеры «идолопоклонства» и «варварства» по отношению к культуре.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Мы выбираем, нас выбирают.
2. За пределами профессии.
– Что мы можем выбирать? Запишите.
1. Слово учителя.
Особую остроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором профессии.
Исторически сложились две концепции профориентации, которые А. Леон, французский психолог, назвал диагностической (сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности) и воспитательной (направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение).
Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Климов Е. А. выделил 4 степени профессиональной пригодности:
1 – пригодность к данной профессии;
2 – годность к той или иной профессии или группе их;
3 – соответствие данной области деятельности;
4 – призвание к данной профессиональной области деятельности.
В раннем возрасте начинается формирование способностей к
деятельности. Важным условием развития способностей считается формирование настойчивости.
2. Психологический тест.
Оцените свой творческий потенциал, выбрав один из предложенных вариантов ответов:
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
а) да;
б) откуда у меня могут быть такие идеи?
в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть настолько важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) очень маловероятно;
в) может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
а) конечно;
б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
в) чаще уверен, чем неуверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом? Таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
а) да, всякое неизвестное меня привлекает;
б) нет;
в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) что получится, то и хорошо;
в) если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, надо учиться самому основному;
в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность;
в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет;
в) если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
а) да;
б) нет;
в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да;
б) нет;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь, каким-то делом. Вы решаете прекратить его, только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны сделанным;
в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о
ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где есть тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Теперь подсчитайте баллы.
За ответ а – начисляют 3 балла, 6 – 1 балл; в – 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенности в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества творческого потенциала.
Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей.
Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
Если вы набрали 24-47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.
3. Слово учителя.
В ходе общения на протяжении жизненного пути человек формируется как личность и проходит 3 фазы развития:
1- я ф аза – освоение норм и овладение приемами и средствами деятельности (фаза адаптации).
2- я фаза- человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности (фаза индивидуализации).
3- я ф аз а – человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других (фаза интеграции).
– Приведите примеры, как эти фазы помогают человеку стать личностью.
III. Закрепление.
1. Групповая работа.
1- я группа – составьте схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
1 – позиция старших членов семьи (ПС);
2 – позиция товарищей (ПТ);
3 – позиция учителей (ПУ);
4 – личные профессиональные планы – главная цель, запасные варианты (ЛПП);
5 – способности (Сп);
6 – уровень притязаний на общественное призвание (УП);
7 – информированность (Инф)
8 – склонность или интересы (Скл).
2- я группа – определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
3- я группа – запишите свои требования к будущей профессии. Обратите внимание на основные ошибки при выборе профессии, которые приводятся в учебнике на с. 166, задание 2.
2. Тестирование.
Как выбрать профессию?
Это один из самых трудных вопросов в жизни. От правильного его решении зависит очень многое. Может быть, этот тест поможет выбрать профессию? Существует пять типов профессий.
1. Если главный, ведущий предмет труда — это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» – «человек- природа».
2. Если главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии – это будет тип «Т» – «человек-техника».
3. Тип «3» – «человек-знак» – характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
4. Тип «X» – «человек-художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
5. «Ч!» – «человек- человек». Для этого типа профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.
Итак, начнем с того, что либо соглашаемся с пунктами программы самооценки, либо не соглашаемся. Если соглашаемся, напиши карандашом знак «+», если нет – «-».
Программа самооценки
Пройдя все 30 пунктов, подсчитайте сумму в каждом из столбцов. Самое большое число будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.
Домашнее задание: § 27.