Цель урока : расширять понятие «гражданин»; формировать качества гражданина, ответственного за судьбу своей Родины и мира; прививать учащимся знания основных прав и свобод человека; воспитывать чувство любви к Родине, стремление преданно и бережно относиться к своему Отечеству.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».
Круг радости
Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает поздороваться друг с другом взглядом.
– Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце.
Побеседуем
– Ребята! Все мы вместе и каждый из нас в отдельности – частички огромной страны – Республики Казахстан. Мы – граждане своей страны. Гражданство дает не только чувство принадлежности к своей стране, но и большие права и обязанности.
В нашей стране много законов. Основной закон нашего государства, по которому мы живем, это Конституция. В ней говорится о взаимных правах граждан и государства.
– Какие обязанности вы знаете? Почему их надо выполнять?
– Какие права есть у вас? Какими правами вы уже пользуетесь?
Ответы детей.
– Казахстан подписал международную Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития.
Учитель записывает перечень прав на доске.
– Каждый ребенок имеет право на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение.
Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:
– Как стать гражданином?
– Каким должен быть настоящий гражданин Республики Казахстан?
– Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин??
Ответы детей
– А теперь подумайте и скажите, если бы вы были Президентом какой-либо страны, что бы вы, в первую очередь, сделали для того, чтобы людям жилось хорошо, чтобы в стране было спокойно?
Творческая работа.
Создание проектов «Жить – Родине служить».
1. Необходимо разделить детей на 3 группы.
2. Каждая группа получает задание – разработать социальные проекты:
а) по благоустройству школьной территории (двор, сад, стадион);
б) по созданию детской игровой площадки около своего дома;
в) по оказанию помощи пожилым людям на дому.
3. Смотр социальных проектов.
4. Подведение итогов.
При подведении итогов учителю следует обратить внимание на конкретность полезных дел, на убедительность, гражданскую ответственность и умение оказывать помощь, которые проявляют дети в своих выступлениях.
– Гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края – это значит любить свою Родину, быть патриотом своей страны, ее настоящим гражданином.
– Послушайте внимательно историю.
Почитаем в хрестоматии
А. Исаакян. «Самая нужная вещь»
Жил некогда в одной из стран Востока справедливый и мудрый царь. Было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для этого нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:
– Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже стар и не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, которая никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.
– Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?
– Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует трон. Возьмите из моих сокровищ, сколько чего пожелаете, и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.
Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.
– Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы ту самую, нужную на свете вещь?
– Да, нашли, дорогой наш отец! – отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там уже собрались все придворные и народу видимо-невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:
– Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын?
Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:
– Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля.
Тогда отец подозвал младшего сына.
– Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой младший сын?
Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него и свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище.
– Ну, говори, сын, чем заполнишь? с нетерпением в голосе снова спросил отец.
– Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашёл нужнее, чем свет.
Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошёл, многое повидал и понял: свет знания – самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром.
– Молодец, мой сын! – обрадовался отец. – Ты по праву заслужил и трон, и скипетр, потому что хочешь самого прекрасного, хочешь наполнить своё царство и души людей светом и знанием.
– Да здравствует наш молодой светоносный царь! – с воодушевлением воскликнули слуги и весь народ.
– Согласны ли вы с выбором царя? Почему?
– Чем бы вы заполнили это хранилище? Подумайте и запишите свой ответ в тетради (задание 1).
Обсуждение записей.
– Много есть на свете хороших государств, но одна у человека Родина. Быть ее гражданином – это высокое и почетное звание. От граждан страны зависит, станет ли их земля краше, богаче и лучше.
Известный во всем мире казахстанский писатель и общественный деятель М. Шаханов говорил: «Если не дорог тебе твой край, где ты босиком обегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой отчий дом, ты зря живешь на свете: иссохнет твое сердце, зачерствеет твоя душа и не воздастся тебе от щедрости земли, от ее красоты, от ее изобилия».
– Как вы думаете, к чему призывает автор этих строк?
Домашнее задание
Работа в тетради.
Задание 2. Какие 3 самых важных вопроса ты хотел бы задать Президенту нашей страны?
Задание 3 . Напишите, что бы вы сделали полезного для своей Родины, своего народа?
Задание 4. Нарисуйте в тетради любимый уголок своей Родины.
Прочитайте в хрестоматии стихотворение С. Сейфуллина «Родная земля».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в круг «От сердца к сердцу» и предлагает закончить фразу: «Патриотом называют человека, который…» или «Гражданином называют человека, который …», или «Я – гражданин Казахстана и горжусь тем, что в моей стране…»