Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитии земноводных, их происхождении; совершенствовать умения работать с учебником.
Оборудование: таблица «тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка». «Тип Хордовые. Класс Земноводные», влажный препарат «Развитие лягушки», кинофрагмент «Размножение и развитие лягушки».
Ход урока
Организационный момент
Повторение и отработка материала по предыдущей теме
О Из перечня органов выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем.
Системы органов: I. Нервная система. II. Кровеносная система. III. Пищеварительная система. IV, Дыхательная система;. Выделительная система.
Опорно-двигательная система. VII. Половая система. VIII. Покровы. Органы: 1 — мышцы, 2 — клоака, 3 — кожа, 5 — сердце, 6 — легкие, 7 — семенники, 8 — артерии и вены, 9 — яичники, 10 — нервы, 11 — конечности, 12 — спинной мозг, 13 — пояс передних конечностей, 14 — головной мозг, 15— кишечник, 16— желудок, 17— почки, мочевой пузырь, 18 — пояс задних конечностей.
О Докажите, что трехкамерное сердце действительно наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.
Изучение новой темы
Размножение земноводных.
Почти все характерные морфофизиологические особенности земноводных прямо или косвенно связаны с выходом их на сушу и служат приспособлением к новым условиям обитания.
Среди всех систем органов практически единственное исключение составляют органы размножения, которых перестройка почти не коснулась.
Земноводные — раздельнополые животные. Формирование яиц у амфибий происходит в парных яичниках (рис. 206), размеры которых, как и у большинства других позвоночных, изменчивы в зависимости от времени года: летом они малы, а к осени и особенно весной велики и переполнены круглыми яйцами. Созревшая яйцеклетка, одетая тонкой оболочкой, выпадает из яичника в полость тела. Из полости тела она улавливается воронками яйцеводов. Это парные, сильно извитые трубки, одним концом впадающие в клоаку, а на другом конце несущие воронки, открывающиеся в полость тела. В яйцеводах яйца покрываются оболочками, слизистыми, сильно разбухающими, но не могущими в достаточной мере предохранить яйцо от высыхания. В этом отношении яйца земноводных не отличаются от икринок рыб. Развиваться вне воды они не могут.
Органы размножения самцов (рис. 205) представлены парой семенников. От них отходят многочисленные семявыводящие канальцы, выводящие семенную жидкость, содержащую сперматозоиды, в почку, затем в мочеточники и клоаку, далее в окружающую среду.
Учащиеся выделяют главные мысли и формулируют выводы.
& Земноводные — раздельнополые животные.
Яйца лишены оболочек, изолирующих зародыш от окружающей среды и способных противостоять высыханию.
& Размножение и развитие возможно только в условиях избытка влаги.
Ставится фонограмма записи звуков, издаваемых земноводными (лягушками, жабами).
Что означают эти звуки? Какое значение в жизни амфибий они имеют?
Каким образом самцы привлекают внимание самок в брачный период? Какое это имеет значение? Какие дополнительные приспособления появляются у самца в этот период?
Вскоре самки начинают откладывать икру. Оплодотворение у большинства земноводных наружное. При этом самцы выпускают в воду жидкость со сперматозоидами. После оплодотворения в икринках развиваются зародыши.
Какие приспособления имеются у икринок (яиц) для развития вне организма самки?
Организуется работа с § 48, стр. 45. Учитель проводит с помощью учащихся обобщение и формулирует выводы:
& Оплодотворение наружное.
& Формирующийся внутри яйца зародыш получает кислород из окружающей среды, тепло солнечных лучей и защиту от механических повреждений (забота о потомстве практически отсутствует).
Развитие земноводных.
Как идет дальнейшее развитие земноводных? Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра кинофрагмента «Размножение и развитие лягушки» (или работы по материалам учебника, § 48, стр. 145—146).
О Заполните таблицу «Размножение и развитие лягушки». Сравните строение, образ жизни лягушки и головастика. Сделайте вывод.
Признак!] |
Лягушка |
Головастик |
1. Место обитания |
Вода и суша |
Вода |
2. Способ передвижения |
Плавание, прыжки |
Плавание |
3. Части тела |
Голова, туловище, конечности |
Г олова, туловище, хвост |
4. Способ питания |
Захват при помощи языка наземных беспозвоночных |
Соскабливание пищи с подводных предметов и водорослей. |
5. Орган дыхания |
Легкие, кожа |
Жабры |
6. Строение сердца |
Трехкамерное |
Двухкамерное |
7. Круги кровообращения |
2 |
1 |
8. Боковая линия |
Нет |
Есть |
9. Хорда |
Нет |
Есть |
Выводы:
& Развитие лягушки осуществляется с метаморфозом (превращением).
& Сходство головастика с рыбой — доказательство происхождения земноводных от рыб.
Как вы понимаете слова одного английского зоолога: «Всякое животное во время своего развития взбирается по собственному родословному древу».
Происхождение земноводных.
План для изучения вопроса (§ 48).
Время появления первых земноводных, их образ жизни и особенности строения.
Сходство с кистеперыми рыбами.
Древние кистеперые рыбы — предполагаемые предки древних земноводных.
Причины выхода позвоночных на сушу. Стегоцефал — древнее земноводное животное.
Значение появления первых позвоночных на суше в эволюции животного мира.
Вывод:
is– Земноводные произошли от древних кистеперых рыб, которые жили в пресных водоемах, имели легкие и могли переползать из одного водоема в другой при помощи мускулистых плавников.
И в заключение одно очень интересное явление — неотения. У личинок ряда видов хвостатых земноводных развиваются половые железы, органы, и они приступают к размножению, так и не закончив метаморфоз. Самым известным примером является аксолотль — личинка американской амбистомы (кадр из диафильма). Обычно она так и не превращается во взрослую особь, хотя и не утрачивает полностью способности к метаморфозу. Любители, пожелавшие получить из аксолотля амбистому, обычно идут на всякие ухищрения, но самым верным способом является применение гормональных препаратов.
Закрепление
Как называются половые железы у земноводных?
Почему лягушки откладывают яйца на мелководье?
Что такое метаморфоз и какова его роль?
Назовите признаки, доставшиеся земноводным «в наследство» от рыб. Домашнее задание
§ 48, записи в тетради, термины; повторить § 46-47; читать стр. 244-246.
Подготовить сообщения к обобщающему уроку.