Урок 31. Размножение, развитие и происхождение земноводных.Тема урока: Размножение, развитие и происхождение земноводных

0
680
литература

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитии земноводных, их происхождении; совершенствовать умения рабо­тать с учебником.

Оборудование: таблица «тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка». «Тип Хордовые. Класс Земноводные», влажный препарат «Развитие лягуш­ки», кинофрагмент «Размножение и развитие лягушки».

Ход урока

Организационный момент

Повторение и отработка материала по предыдущей теме

О Из перечня органов выберите те, которые соответствуют каждой из на­званных систем.

Системы органов: I. Нервная система. II. Кровеносная система. III. Пище­варительная система. IV, Дыхательная система;. Выделительная система.

Опорно-двигательная система. VII. Половая система. VIII. Покровы. Органы: 1 — мышцы, 2 — клоака, 3 — кожа, 5 — сердце, 6 — легкие, 7 — семенники, 8 — артерии и вены, 9 — яичники, 10 — нервы, 11 — конеч­ности, 12 — спинной мозг, 13 — пояс передних конечностей, 14 — го­ловной мозг, 15— кишечник, 16— желудок, 17— почки, мочевой пузырь, 18 — пояс задних конечностей.

О Докажите, что трехкамерное сердце действительно наиболее подходя­щее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кож­ного дыхания.

Изучение новой темы

Размножение земноводных.

Почти все характерные морфофизиологические особенности земновод­ных прямо или косвенно связаны с выходом их на сушу и служат приспособлением к новым условиям обитания.

Среди всех систем органов практически единственное исключение со­ставляют органы размножения, которых перестройка почти не коснулась.

Земноводные — раздельнополые животные. Формирование яиц у амфи­бий происходит в парных яичниках (рис. 206), размеры которых, как и у боль­шинства других позвоночных, изменчивы в зависимости от времени года: летом они малы, а к осени и особенно весной велики и переполнены круглы­ми яйцами. Созревшая яйцеклетка, одетая тонкой оболочкой, выпадает из яичника в полость тела. Из полости тела она улавливается воронками яйцево­дов. Это парные, сильно извитые трубки, одним концом впадающие в клоаку, а на другом конце несущие воронки, открывающиеся в полость тела. В яйце­водах яйца покрываются оболочками, слизистыми, сильно разбухающими, но не могущими в достаточной мере предохранить яйцо от высыхания. В этом отношении яйца земноводных не отличаются от икринок рыб. Развиваться вне воды они не могут.

Органы размножения самцов (рис. 205) представлены парой семенников. От них отходят многочисленные семявыводящие канальцы, выводящие се­менную жидкость, содержащую сперматозоиды, в почку, затем в мочеточни­ки и клоаку, далее в окружающую среду.

Учащиеся выделяют главные мысли и формулируют выводы.

& Земноводные — раздельнополые животные.

Яйца лишены оболочек, изолирующих зародыш от окружающей среды и способных противостоять высыханию.

& Размножение и развитие возможно только в условиях избытка влаги.

Ставится фонограмма записи звуков, издаваемых земноводными (лягуш­ками, жабами).

Что означают эти звуки? Какое значение в жизни амфибий они имеют?

Каким образом самцы привлекают внимание самок в брачный период? Какое это имеет значение? Какие дополнительные приспособления по­являются у самца в этот период?

Вскоре самки начинают откладывать икру. Оплодотворение у большинст­ва земноводных наружное. При этом самцы выпускают в воду жидкость со сперматозоидами. После оплодотворения в икринках развиваются зародыши.

Какие приспособления имеются у икринок (яиц) для развития вне орга­низма самки?

Организуется работа с § 48, стр. 45. Учитель проводит с помощью учащих­ся обобщение и формулирует выводы:

& Оплодотворение наружное.

& Формирующийся внутри яйца зародыш получает кислород из окружа­ющей среды, тепло солнечных лучей и защиту от механических по­вреждений (забота о потомстве практически отсутствует).

Развитие земноводных.

Как идет дальнейшее развитие земноводных? Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра кинофрагмента «Размножение и развитие лягушки» (или работы по материалам учебника, § 48, стр. 145—146).

О Заполните таблицу «Размножение и развитие лягушки». Сравните строение, образ жизни лягушки и головастика. Сделайте вывод.

Признак!]

Лягушка

Головастик

1. Место обитания

Вода и суша

Вода

2. Способ передвижения

Плавание, прыжки

Плавание

3. Части тела

Голова, туловище, ко­нечности

Г олова, туловище, хвост

4. Способ питания

Захват при помощи язы­ка наземных беспозво­ночных

Соскабливание пищи с подводных предметов и водорослей.

5. Орган дыхания

Легкие, кожа

Жабры

6. Строение сердца

Трехкамерное

Двухкамерное

7. Круги кровообращения

2

1

8. Боковая линия

Нет

Есть

9. Хорда

Нет

Есть

Выводы:

& Развитие лягушки осуществляется с метаморфозом (превращением).

& Сходство головастика с рыбой — доказательство происхождения зем­новодных от рыб.

Как вы понимаете слова одного английского зоолога: «Всякое животное во время своего развития взбирается по собственному родословному древу».

Происхождение земноводных.

План для изучения вопроса (§ 48).

Время появления первых земноводных, их образ жизни и особенно­сти строения.

Сходство с кистеперыми рыбами.

Древние кистеперые рыбы — предполагаемые предки древних зем­новодных.

Причины выхода позвоночных на сушу. Стегоцефал — древнее зем­новодное животное.

Значение появления первых позвоночных на суше в эволюции жи­вотного мира.

Вывод:

is Земноводные произошли от древних кистеперых рыб, которые жили в пресных водоемах, имели легкие и могли переползать из одного водое­ма в другой при помощи мускулистых плавников.

И в заключение одно очень интересное явление — неотения. У личинок ряда видов хвостатых земноводных развиваются половые железы, органы, и они приступают к размножению, так и не закончив метаморфоз. Самым из­вестным примером является аксолотль — личинка американской амбистомы (кадр из диафильма). Обычно она так и не превращается во взрослую особь, хотя и не утрачивает полностью способности к метаморфозу. Любители, по­желавшие получить из аксолотля амбистому, обычно идут на всякие ухищрения, но самым верным способом является применение гормональных препаратов.

Закрепление

Как называются половые железы у земноводных?

Почему лягушки откладывают яйца на мелководье?

Что такое метаморфоз и какова его роль?

Назовите признаки, доставшиеся земноводным «в наследство» от рыб. Домашнее задание

§ 48, записи в тетради, термины; повторить § 46-47; читать стр. 244-246.

Подготовить сообщения к обобщающему уроку.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь