Цель урока:
понять, какие стороны жизни отражала песня;углубить знания детей о связи искусств;
приобщить к культуре русского народа.
Задачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Ход урока.
Орг момент.
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его».
(С. Широбоков)
Как вы понимаете эти слова
Учитель: если собрать все песни, когда-нибудь созданные человеком, то получиться историческая летопись человечества. Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Что же такое песня? Почему так велика её роль в жизни человека? На эти вопросы мы постараемся ответить на этом и последующих уроках. Сегодня мы отправимся вглубь веков, когда песня неразрывно была связана с жизнью человека.
Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник “Музыка”, стр.
Ученик: Песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Учитель: Что вбирает в себя выражение: “Мир русской песни”?
Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Учитель: Послушайте какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).
Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (стр. учебника “Музыка”).Из вашего рассуждения мы должны узнать: “Как называется живописный сюжет и кто его автор”, “Что изобразил художник”, “Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили” (русский пейзаж, облик могучего дерева- излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы характер и силу народа).
Физминутка исполнение песни «На горе-то калина» с движениями
Учитель: Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах, ты, степь широкая…»
“Музыкальное” рисование в тетради по музыке.
Учитель: Есть ли общее в песнях “Ах, ты, степь широкая…” и “Вечерний звон”? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике “Музыка”, ) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа.
Ученик: Песни – весь просторный русский пейзаж.
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.
Ученик: Мелодии песен величавы.
Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.
2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
Запись в тетради по музыке:
Работав по учебнику.
Заучивание песни.
Итог урока.Дом задание выучить песню.